Аргентина останется без технического образования

Аргентина останется без технического образования

Удар бюджетного топора, который в пятницу нанес Сенат, пришелся по системе образования, особенно по техническим школам. Они лишились специального фонда, который двадцать лет назад, после долгой борьбы, был закреплен за ними законом и позволил им расти экспоненциально. В вечном порочном круге аргентинской истории, как дежавю с предсказуемым финалом, страна вновь отворачивается от стратегической ставки на федеральное, качественное и масштабное технико-профессиональное образование.

В Аргентине насчитывается более 1700 государственных технических школ (и почти 600 частных) с более чем двадцатью специализациями по всей стране. К ним добавляются система высшего технического образования и более 1400 центров профессиональной подготовки для молодежи и взрослых, предлагающих огромный выбор программ в сфере производства и услуг. Согласно данным Национального института технического образования (INET), в 2024 году во всей системе обучалось более 1 миллиона 400 тысяч студентов.

Закон № 26.058 о технико-профессиональном образовании, принятый в 2005 году, устанавливает «Фонд технико-профессионального обучения» в размере 0,2% от текущих расходов национального бюджета. Это высокий процент, отражающий определенную модель развития страны.

Эволюция технических школ в Аргентине, по сути, очень четко отражает смену этих моделей в каждом цикле:

— активное развитие при перонизме,

— упадок во время диктатуры,

— развал в 1990-х из-за Федерального закона об образовании,

— возрождение с принятием закона при киршнеризме,

— и теперь отмена финансирования при бюджете Милея.

В больших и малых городах технические школы всегда напрямую связаны с региональной производственной структурой. Многие из них принимают учеников из сельской местности, как, например, Техническая школа № 1 в Тренке-Лаукене (провинция Буэнос-Айрес), где из 400 учащихся 35 живут в школьном интернате.

В пике

Недавний отчёт CEPA предупреждает, что к 2026 году техническое образование ждёт беспрецедентное и губительное сокращение: проектируемый бюджет уменьшится на 93% по сравнению с 2023 годом, на 62% по сравнению с 2024-м и на 67% против исполненного бюджета 2025 года.

В этом году правительство выделило на эту сферу всего 10,8% от положенного по закону. Теперь, с новым бюджетом, у технического образования (да и у образования в целом) даже не останется закона, по которому можно было бы требовать финансирования.

45 голосов правительства, полученных в пятницу (включая голоса перонистов: Гильермо Андрады из Катамарки, Сандры Мендосы из Тукумана и Каролины Мойсес из Жужуя), позволили утвердить статьи 12 и 30 главы 2 Бюджета, которые усугубят и без того жёсткую экономию.

— Статья 12 подрывает финансирование университетов, предоставляя Секретариату образования право по своему усмотрению задерживать или приостанавливать выделение средств.

— Статья 30 упраздняет Фонд технического образования, отменяет минимальные гарантии финансирования образования, сокращает инвестиции в науку и технологии, а также лишает финансирования систему национальной обороны.

Хотя глава 11, предусматривавшая отмену законов о чрезвычайном финансировании образования и поддержке инвалидов, в итоге не прошла, сенаторы фактически проголосовали против действующего законодательства, поскольку бюджетный проект сводит на нет его исполнение.

Профсоюзы бьют тревогу

Ассоциация преподавателей технического образования (AMET) была одной из организаций, вышедших в пятницу на протест к Конгрессу.

«Ситуация в технических и агротехнических школах уже критическая. У нас заканчиваются материалы для мастерских, и у ребят нет возможности выполнять практические задания. В некоторых школах семьи вынуждены покупать их сами, но не у всех есть 40–50 тысяч песо на жестяные работы, кузнечное дело или сварочные электроды. Если ученики не могут проходить практику, они теряют интерес, бросают учёбу или переходят в другие школы. Это снижает набор, сокращает штаты – спираль упадка, которую мы уже видели в 199-х», — говорит Эрнесто Сепеда, заместитель генерального секретаря AMET.

Увидеть будущее

«Закон о техническом образовании – образцовый. Фонд распределяется максимально прозрачно и демократично: Федеральный совет технического образования, куда входят представители провинций, утверждает планы – от строительства новых школ до открытия новых специализаций и закупки оборудования», — поясняет Диего Голомбек, возглавлявший Национальный институт технологического образования (INET) в 2019–2021 годах.

«Абсурдно отменять закон, который даёт миллионам ребят шанс на развитие. Речь идёт о направлениях, которые постоянно обновляются – информатика, искусственный интеллект, возобновляемая энергетика, устойчивые системы и многое другое. Мне довелось открывать несколько технических школ: там действительно видишь будущее.

Восстановить это может занять годы или десятилетия. И проблема не только в деньгах – это вопрос того, верит ли страна, что её будущее зависит от технического образования».

Карине Мичелетто

Pagina12