В заключительной части интервью с Георгием Полиным, сотрудником российского посольства в Аргентине, и автором канала «Аргентинское Зарубежье» в телеграме, вы узнаете, как обживались немцы, евреи, украинцы, белорусы и русские староверы на аргентинских просторах, почему «старые» эмигранты разочаровались в «постсоветской волне», и что почитать о «русском зарубежье» в Латинской Америке
— О скольких «волнах» эмиграции в Аргентину и в какие периоды можно говорить?
— Эмиграции из России в Аргентину – уже более 145 лет. Первая группа поволжских немцев приехала в конце 1877 года, а 5 января 1878 они основали первую «колонию» — Hinojo в Провинции Буэнос-Айрес. Таким образом, поволжские немцы – это первая «волна», уезжали они до конца 1920-х, когда выезд из СССР серьезно осложнился (примерно в 1928 году). По состоянию на 1910 год я встречал цифру в 45 тысяч человек. Сейчас точное количество потомков «русских немцев» в Аргентине неизвестно, но речь точно о сотнях тысячах человек – они жили очень патриархальным укладом, на своей земле, в семьях не было редкостью 8-9 детей.
Вторая волна – это, конечно, евреи из «черт оседлостей» Российской Империи. Первая группа (около 800 человек) приехала в 1889 году из-под Каменец-Подольска, часть из них основала первое еврейское сельскохозяйственное поселение – «Моисес-вилль» в провинции Санта-Фе. Затем началась большая история с «Еврейским колонизационным обществом» Барона Гирша, к революции встречал оценку в 200 тысяч человек. Именно эта эмиграция закрепила за собой в Аргентине наименование «русо», белоэмигрантам уже нужно было впоследствии как-то дополнительно объяснять, что они «русос», но не такие, а совсем другие.
Параллельно с немцами и евреями с конца 1890-х годов, а особенно после 1905 года начала ехать в Аргентину и славянская эмиграция, — в основном трудовая, русские, украинские и белорусские хлеборобы с повышенной долей молокан, духоборов, хлыстов и так далее (принадлежность к «секте» явно упрощала от царских властей разрешение на выезд за рубеж). Пара-тройка десятков революционных матросов с броненосца «Потемкин» также укрылась в Аргентине. Большого наследия здесь эта специфическая волна не оставила, а вот в Уругвае и поныне существует поселение Сан-Хавьер, почти полностью состоящее из потомков членов духовной секты «Новый Израиль», приехавших в 1913 году.
После революции и Гражданской войны приезжает еще несколько сотен белоэмигрантов, но они оставались скорее в тени иных мощных центров Русского Зарубежья того периода (Аргентина вырвется на какое-то время на передний план уже после Второй Мировой).
Начиная где-то с 1926-1927 года в Аргентину начинают массово прибывать крестьяне из Западной Украины и Западной Беларуси, оказавшимися по итогам Рижского мира 1920 года в составе Второй Речи Посполитой. Попав под режим «санации» Пилсудского они не питали к новой родине теплых чувств и искали счастья за океаном. Приехало их до 200 тысяч, но семьи у них также были по-крестьянски большие. Прочитав в газетах, что в 1939 году Сталин забрал «сходни кресы» обратно в Украину и Беларусь, они почувствовали, что историческая справедливость восторжествовала и на долгие годы стали преданными союзниками Москвы в Аргентине. Именно с оценки этой волны переселения (плюс их родившиеся в Аргентине и подросшие дети, плюс, возможно, какие-то остатки «еврейской» волны, еще сохранившей симпатию к официальной Москве) и «кочует» по официальным отчетам и заявлениям цифра в 300 тысяч «соотечественников» в Аргентине.
В 1947-1949 годах в Аргентину приезжает от 7 тысяч «дипишников». Точное количество никто не знает, скорее всего, нужно дожидаться полной оцифровки в аргентинских архивах списков пассажиров прибывающих судов за тот период (проект ведется мормонским FamilySearch) и скрупулезно подсчитывать. Информация может также храниться в Свято-Троицком Соборе – «личный фонд» протопресвитера Константина Изразцова, но, зная закрытость этой структуры и ее конфликт по церковной линии как с Москвой, так и с Нью-Йорком, я бы не надеялся на то, что в обозримом будущем сможем прочитать те документы.
Затем – очень небольшая волна староверов с Дальнего Востока, поселившихся в 1960-е в Провинции Рио-Негро. Сейчас их там осталось всего пара десятков семей, но например, скандально известный представитель южноамериканских староверов Данила Зайцев – как раз провел молодость в Аргентине, о чем и повествует в своем автобиографическом «Житии».
Отдельная очень небольшая, но самобытная и интересная «волна» — это вторичные эмигранты в Аргентину из СССР. В 1956 году состоялась массовая репатриация «волынцев» в Советский Союз – не менее 4 тысяч человек. Какая-то часть из них сильно разочаровалась советскими порядками и начала проситься обратно в Аргентину. Уехать получалось у тех, кто уже был по рождению аргентинцем. Потом, к перестройке, сумели уехать и их родители. Всего таких семей – несколько сотен, в равной степени своих и чужих и для Аргентины, и для Союза.
В 1990-е годы в Аргентину приехало несколько тысяч «экономических» мигрантов из республик бывшего СССР. После кризиса 2002 года многие из них вернулись обратно или уехали в эмиграцию дальше.
Ну и в 2022 году начали наблюдать новую волну «релокантов». Пока что речь всего о нескольких тысячах человек, большинство из которых не имеет серьезных иммиграционных намерений на Аргентину. Но какая-то часть из них, как представляется, здесь задержится в любом случае, это «свежая кровь» Аргентинского Зарубежья.
— В одной из своих заметок Вы писали, что на излете советской эпохи в Аргентине «старых эмигрантов» оставалось не так уж много, а новые еще не приехали. С чем это было связано? В каком состоянии находилась русская диаспора в Аргентине к моменту распада СССР?
— Связано это очевидно было с биологическим аспектом эмиграции и ассимиляционными процессами.
Первый пик русской эмиграции в Аргентине – последние годы перед революцией 1917 года и 1920-е: до 200 тысяч русскоговорящих евреев и несколько тысяч русских, украинских и белорусских сезонных рабочих, среди которых есть и скрывающиеся по политическим причинам. После февральской революции какая-то часть «изгнанников», как их тогда называли, то есть политэмигрантов — возвращается в Россию, им на замену приезжают несколько сотен белоэмигрантов. К 1930 году вся легальная эмиграция из СССР практически полностью прекращается, а еврейская колония продолжает постепенно ассимилироваться, переходить на испанский язык. Все больше родившихся в Аргентине, и все меньше тех, кто уезжал из царской России, да и «прогрессивные» газеты пишут, что там теперь совсем другая жизнь, той России – уже нет.
Второй пик – 1950-е: до 300 тысяч просоветски настроенных украинцев и белорусов, приехавших во второй половине 1920-х и 1930-е годы и их родившиеся в Аргентине дети. Мощный толчок к их объединению и политической организации дала организация «Комитетов помощи СССР» в годы Великой Отечественной. Они были объединены и наставляемы сначала через «Славянский Союз», затем через «клубы соотечественников». В 1947-1949 году приезжают те самые 7 или более тысяч «дипишников», ведущих друг против друга непримиримую идеологическую борьбу, порой с уличными акциями.
В 1956 году – массовая репатриация в СССР, самые активные украинцы и белорусы уезжают, оставшиеся несколько умиряют свое политическое рвение. К 1960-му году из Аргентины уезжают и многие «диписты». Аргентинское зарубежье становится более по сравнению с прошлым десятилетием более стабильным, инертным – каждый по своим углам. И, конечно, мощнейшая советская «культурная дипломатия» — приезд ансамблей Моисеева, народных хоров, балета, показ кино и так далее. Но в целом все как-то сидели по своим углам, а к 1990-му году кто-то уехал из Аргентины, кто-то умер, а его дети и внуки уже стали аргентинцами, и таким образом численность эмиграции была на спаде.
Определенное «затворничество» «непримиримых», воспитывавших своих детей в преклонении перед некой «идеальной Россией без большевиков», которой никогда не существовало – сыграло в 1990-е годы злую шутку, когда поехала «постсоветская» волна, максимально далекая от каких-либо идеологических конструктов, а нацеленная только на материальные, экономические достижения. Разочарование многих старичков в новых соотечественниках описано на страницах изданий «непримиримых» — «Нашей страны» и других. Были и многочисленные случаи захвата вновь приезжими домов и культурных центров старой эмиграции – «Корпусного дома» в Вилья-Бальестер, «доходного дома» в Ла-Бока, построенного еще Изразцовым для финансирования Свято-Троицкого Собора.
— Какие авторов, и какие книги посоветуете читать, чтобы лучше понимать историю русской эмиграции в Аргентине?
— Могу рассказать только о тех книгах и статьях, которые сам с интересом прочитал и перечитываю. Они написаны в основном очень хорошо, увлекательно, но их не всегда просто найти в открытом доступе.
Вот только некоторые из источников:
Книги на русском языке:
Марк Басанин — Записки эмигранта в Южной Америке – 1902
К.К.Парчевский — В Парагвай и Аргентину — Париж -1936
Евгений Шуан — В Аргентину на паруснике Товарищ – 1929
П.П.Шостаковский — ПУТЬ К ПРАВДЕ 1960
Д.В.Константинов — Сквозь туннель ХХ столетия. -1996
И.Т.Беляев – Записки русского изгнанника
Нил Никандров — Иосиф Григулевич. Разведчик, «которому везло».
Нил Никандров — Иван Солоневич. Народный монархист
Нил Никандров — На «заднем дворе» США. Сталинские разведчики в Латинской Америке
Борис Мартынов – Русский Парагвай
Игорь Воронин – Гражданин Империи Иван Солоневич
Александр Ионин – По Южной Америке
Русские в Уругвае: История и современность – под ред. Посла России С.Н.Кошкина
П.П.Яковлев – Перед вызовами времени. Циклы модернизации и кризисы в Аргентине (для понимания экономического контекста)
Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева
Н.А.Крюков – Сельское хозяйство в Аргентине в связи с общим развитием страны
И.Грибков, Д.Жуков — Особый штаб «Россия»
Земсков В. — Рождение второй эмиграции (1944-1952)
Статьи, публикации, диссертации на русском языке:
Г.А.Бенуа – Сорок три года в разлуке
С.В.Шабельцев — Русские белоэмигранты в Аргентине — От монархии к сталинизму (1930-1940 гг.)
С.В.Шабельцев — Просоветская ориентация иммигрантов из II Речи Посполитой в Аргентине
А.П.Малков, В.М.Марченко — Деятельность Южамторга
В.С.Марченко — К истории Южамторга
А.В.Руденко — Общественно-политическая и культурная деятельность прогрессивных белорусских иммигрантов в Аргентине, 1925-1955 гг.
В.П.Казаков — Радикалы и советско-аргентинские отношения (по материалам отечественных архивов) —
Б.Н.Комиссаров — Поездка Через Буэнос-Айресские пампы 1835-1836 — Латинская Америка, № 7, 2012
Платон Чихачев — Поездка через Буэнос-Айресские пампы — Отечественные записки 1844 XXIV Т.2
М.Н.Мосейкина — Павел Петрович Шостаковский Жизнь и судьба эмигранта
Аргентинская репатриация (по материалам Аргентинского отдела СБОНРа) — Мюнхен, 1956
М.Н.Мосейкина – Русская эмиграция в странах Латинской Америки в 1920-1960-е гг. (докторская диссертация)
Е.В.Ананян – Эмиграция немцев Поволжья в Америку в 70-е годы XIX века: предпосылки, причины и результаты (кандидатская диссертация)
Марк Басанин. Еврейские колонии в Аргентине — Исторический вестник Т.72 —1898 —
Книги на испанском языке, изданные в Аргентине:
Osvaldo Bauer – Anarquistas Expropiadores
Victor Augusto Piemonte — Inmigrantes Rusos y Cultura Politica Euroasiatica en Argentina
Ana Serrano Benítez — El Elemento Foraneo y la Imagen del Extranjero Comunista durante el primer peronismo. El caso de la Unión Eslava Argentina
Isidoro Gilbert – EL Oro de Moscú
Sinay Javier — Los Crimenes De Moises Ville
Roberto Pittaluga – Soviets en Buenos Aires
Guillermo Stamponi – Una Visión Argentina de la Revolución Rusa
И бесчисленное количество статей в газетах и журналах – российских, эмигрантских, аргентинских.
Своеобразную «летопись» Аргентинского зарубежья в 1913-1914 году дает журнал «Русскій Голосъ» (Буэнос-Айрес), в 1915-1935 году – газета «Новое Время» (Буэнос-Айрес), за 1930-е годы – «Русский в Аргентине» (Буэнос-Айрес), за 1932-1982 год – «Сеятель» (Буэнос-Айрес).
Беседовал Владимир Басенков