Как живется в Венесуэле?

Интеллектуалы мира призывают не допустить агрессии против Венесуэлы

В руки нашей редакции попал важнейший документ, в котором интеллектуалы со всего мира, юристы, преподаватели, политики, представители неправительственных организаций, призывают международное сообщество не допустить незаконных односторонних действий США против Венесуэлы.

Неправительственная организация с консультативным статусом при ЭКОСОС (Экономический и социальный совет ООН) и постоянным представительством при ООН в Нью-Йорке и Женеве

8 сентября 2025 г.

Г-ну

Фолькеру Тюрку

Верховному комиссару ООН по правам человека

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

Дворец Наций

8–14, авеню де ля Пэ

CH–1211 Женева 10

Швейцария

Глубокоуважаемый г-н Верховный комиссар,

Подписавшиеся ниже организации, юристы и ученые обращаются к Вам, чтобы выразить нашу глубокую озабоченность в связи с рядом недавних действий, которые под предлогом региональной безопасности и борьбы с наркотиками серьезно подрывают верховенство права на международном уровне и оказывают прямое негативное воздействие на права человека в Латинской Америке и Карибском бассейне.

Наше обращение призвано привлечь внимание к эскалации односторонних действий, которые, вместо следования эффективным многосторонним правовым рамкам, размывают принципы суверенитета, невмешательства и мирного разрешения споров — основополагающие столпы Устава ООН.

С тревогой наблюдаем, что под нарративом борьбы с наркотиками применяются инструменты принуждения — такие как размещение военных кораблей, атомной подводной лодки и тысяч военнослужащих в Карибском море, — не имеющих никакого технического обоснования для якобы полицейских операций против наркоторговли в отношении страны региона — Боливарианской Республики Венесуэла. Согласно всем техническим отчетам компетентных международных органов, таких как УНП ООН, Венесуэла практически не участвует в наркотрафике и полностью свободна от производства и культивирования запрещенных веществ[1], в то время как США остаются страной с самым высоким уровнем потребления наркотиков в мире[2] и крупнейшим потоком финансовых средств в своей банковской системе, полученных от этого преступного бизнеса.

Подобные действия, наряду с «законной войной» (lawfare), включая предложение вознаграждений за головы избранных глав государств, преступное применение односторонних принудительных мер (являющихся, как научно доказано и подтверждено специализированными органами ООН, формой коллективного наказания), подрывают верховенство права и создают среду безнаказанности, сокрытия преступлений и нестабильности.

Подлинную цену этой геополитической напряженности платят не правительства, а жители региона, которые сталкиваются с ограничением своего права на развитие и нарушением права жить в мире, свободном от внешних угроз и принуждения, а в некоторых случаях – с созданием или усугублением гуманитарных кризисов. Международное сообщество должно сосредоточиться на том, чтобы государства неукоснительно соблюдали международное право и национальное законодательство, как единственный путь защиты населения, которое в конечном итоге страдает больше всего.

Необходимо подчеркнуть, что эти политики устрашения, постоянных угроз и экономического удушения имеют среди прочих прямых и разрушительных последствий: массовый рост миграции и перемещения населения. Это последнее отнюдь не является добровольным выбором – исход становится стратегией выживания перед лицом краха средств к существованию, гиперинфляции, вызванной искусственно, и нехватки лекарств и продовольствия, усугубляемой финансовой блокадой. Такое вынужденное перемещение не только нарушает право не быть принужденным к эмиграции, но и попирает права на жизнь, здоровье, семейную целостность и достойное существование миллионов людей. В мире, уже расколотом военными конфликтами и доминированием наиболее агрессивных сил, превращение людей в пешек геополитической стратегии представляет собой грубый этический провал и нарушение международного права, обязывающего государства сотрудничать ради мира и благополучия народов, а не усугублять их страдания.

Осуждая это внешнее вмешательство, мы не можем и не должны умалчивать о том, что международное право в области прав человека неделимо и применяется ко всем в равной степени. Поэтому мы настоятельно призываем международные организации решительно потребовать прекращения любых действий, угрожающих в какой-либо форме населению Венесуэлы. Мы отвергаем принудительные и вымогательские меры, которые должны быть немедленно прекращены, так же как неприемлемы любые акты преследования, криминализации или политического насилия, откуда бы они ни исходили.

Данные действия открыто противоречат основополагающим принципам, закрепленным в:

— Уставе ООН (ст. 2.1 и 2.4), провозглашающем суверенитет и запрещающем применение силы.

— Манильской декларации о мирном разрешении международных споров (резолюция ГА ООН A/RES/37/10, 1982): Урегулирование споров должно основываться на суверенном равенстве государств. Это прямо противоречит односторонним принудительным мерам и военному присутствию. Государства не должны прибегать к угрозе силой или ее применению, а международные споры должны разрешаться на основе суверенного равенства и принципа самоопределения народов.

— Международном пакте о гражданских и политических правах (резолюция ГА ООН 2200 A (XXI), 1966): Государство обязано принимать все необходимые меры для реализации прав, обеспечивать их соблюдение, предотвращать нарушения со стороны третьих лиц (включая внешние факторы), оперативно расследовать нарушения, привлекать виновных к ответственности и обеспечивать пострадавшим эффективные средства правовой защиты и возмещение ущерба.

— Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (резолюция ГА ООН 45/158, 1990): Государства обязаны защищать достоинство и права всех мигрантов, гарантируя, что никто не будет вынужден покинуть свою страну как единственный способ выживания.

— Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961), гарантирующей неприкосновенность глав государств.

— Резолюции 2625 (XXV) (Принципы международного права), запрещающей принудительные меры, подрывающие независимость государств, и действия, направленные на насильственное свержение внутреннего порядка в другом государстве.

— Договоре о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Тлателолько, 1967): Хотя США не являются его участником, они ратифицировали Дополнительный протокол II (26 мая 1977 г., вступил в силу 23 ноября 1981 г.) и обязаны уважать безъядерный статус региона, не применяя такое оружие против стран-участниц договора.

Также напоминаем, что, как заявлено на II саммите СЕЛАК (2014), Латинская Америка и Карибский бассейн являются Зоной мира, и мы решительно осуждаем эти агрессивные действия, угрожающие жизни народов региона.

В связи с изложенным, настоятельно призываем вас, в рамках ваших полномочий:

1. Срочно подтвердить верховенство международного права, прав человека, национального законодательства, а также принципы суверенитета, самоопределения и невмешательства во внутренние дела государств.

2. Потребовать от правительства США прекратить угрозы, отдавая предпочтение дипломатии, многостороннему диалогу и сотрудничеству на основе фактов, а не односторонним действиям, ведущим к напряженности и страданиям людей.

3. Призвать к немедленному прекращению любых односторонних мер, выходящих за рамки многостороннего права и усугубляющих кризисы, нарушающие фундаментальные права народов Латинской Америки и Карибского бассейна.

Благодарим за внимание к этому срочному вопросу и верим, что ваше вмешательство поможет разрешить ситуацию в правовом поле и обеспечить защиту прав человека.