Между 1 и 2 ноября мексиканцы проводят ряд ритуалов, которые лучше всего представлены в приношениях Дня мертвых: алтари, наполненные цветами, вкусами и запахами, которые каждый год устанавливаются не только в уединенных домах, но и в офисах, больницах и на общественных площадях по всей стране, чтобы почтить память ушедших из жизни и принять их души, пусть даже на одну ночь, в мир живых.
Это фестиваль, праздник смерти, который, как утверждают историки, берет свое начало в коренных корнях аборигенных культур Мезоамерики и сливается с католическими верованиями, чтобы породить праздник, который продолжает развиваться с течением времени.
По данным Национального института коренных народов Мексики (Inpi), подношение в День мертвых — это часть ритуала, в котором намерение состоит в том, чтобы «быть ближе к нашим мертвым, чтобы вести диалог с их памятью, с их жизнью».
Чтобы вспомнить о них и приветствовать их возвращение в земной мир, чтобы поделиться с живыми, согласно обычаям мексиканского населения, устанавливаются алтари, наполненные красками, вкусами и запахами: цветы cempasúchil, сахарные и шоколадные черепа, pan de muerto, вода, свечи, фрукты, вино и все любимые блюда и напитки наших предков.
Это не что иное, как отражение синкретизма двух культур: мировоззрения коренных народов и религиозных верований католицизма.
«Европейцы положили цветы, воск, свечи и свечи; коренные жители добавили ладан с копалом, еду и цветок cempasúchil (Zempoalxóchitl)», — поясняют в Inpi.
Историк Эктор Зарауз, автор книги «Праздник смерти» (La fiesta de la Muerte), выделяет и другие элементы, которые были добавлены во время завоевания.
«Кресты, которые являются символом католицизма, или некоторые напитки, которые добавляются в подношение мертвым, дистиллированные напитки, которых раньше не существовало. А также то, что сегодня очень традиционно, — хлеб мертвых, поскольку муки тогда не существовало», — рассказал Зарауз в интервью CNN.
Среди бархатцев, сахарных черепов и папель пикадо: элементы, составляющие подношение в День мертвых
Подношение в День мертвых может отличаться в зависимости от региона страны, в котором вы находитесь, но есть ряд элементов, которые являются основными и которые вы найдете в большинстве алтарей, которые обычно организованы в несколько уровней, символизирующих путь, пройденный умершим.
Есть два уровня, которые представляют небо и землю. Затем есть три уровня, представляющие небо, землю и подземный мир. И наконец, семиуровневый алтарь символизирует семь этапов, через которые должна пройти душа, чтобы попасть в загробный мир, согласно мексиканским верованиям.
Алтари устанавливаются, согласно традиции, с 31 октября и готовы принять близких в ранние часы 1 и 2 ноября, главных дней этого праздника. В первый день поминают усопших детей, а во второй — усопших взрослых.
Это основные элементы офренды, или алтаря мертвых:
Вода: подношения обычно являются отсылкой к четырем элементам природы, включая воду, которая символизирует чистоту и предлагается душам, чтобы утолить их жажду после долгого путешествия.
Соль: это элемент очищения, он используется для того, чтобы тело не испортилось во время путешествия в следующий год и обратно.
Свечи: в Мексике доиспанского периода использовались листья окоте (эндемичный вид мексиканской сосны). В наши дни свеча используется в различных формах: свечи, подсвечники или воск. Пламя, которое они производят, означает «свет», веру, надежду и служит проводником для душ, чтобы они могли достичь своих древних мест и осветить свое возвращение домой.
Копал, ладан и крест из пепла: для коренных жителей копал был элементом молитвы и восхваления богов, а ладан появился с приходом испанцев. Они используются для очищения места, если в нем затаились злые духи. Крест из пепла используется для того, чтобы душа могла добраться до алтаря и искупить свои грехи.
Цветы Cempasúchil (бархатцы): традиция гласит, что именно благодаря оранжевому цвету этого цветка души усопших находят путь обратно в мир живых.
Еда, напитки и pan de muerto: еда призвана радовать умерших, которые посещают офренду, поэтому в офренду всегда ставят их любимые блюда. Взрослым подают алкогольные напитки — обычно ром или текилу, — чтобы напомнить им о счастливых моментах. Детям же предлагают традиционные сладости.
К ним относятся pan de muerto (хлеб мертвых) — «тело Христа», согласно католическим верованиям, и шоколад, который в доиспанских традициях готовили с водой, которой омывалась душа, чтобы она была пропитана сущностью покойного.
Сахарные черепа: средние напоминают нам о том, что смерть всегда присутствует; маленькие посвящены Святой Троице, а большие — «Вечному Отцу». В мезоамериканских культурах черепа пленников, принесенных в жертву, выкладывались в ряд в честь богов, и такой алтарь назывался tzompantli. Черепа указывают на эту доиспанскую традицию.
Папель пикадо1 и петате: папель пикадо обычно используется для изображения воздуха, а также для придания праздничного настроения. Петате (циновка из волокон пальмы) используется для упокоения умерших и может служить скатертью для размещения элементов.
Фотографии: фотографии ушедших из жизни близких — один из центральных элементов алтаря мертвых, поскольку они показывают, кому посвящена офренда.
Изкуинтль: изкуинтль — это доиспанская собака, фигурка которой предлагается на алтарях, посвященных детям, в качестве игрушки, чтобы души малышей были счастливы, когда они придут на пир. Именно собака изкуинтле помогает душам пересечь могучую реку Чиконаухуапан, которая является последним шагом к Миктлану, подземному миру мексиканцев.
Еще больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
- Papel picado — традиционное мексиканское декоративно-прикладное искусство, изготавливаемое путем вырезания сложных рисунков на листах папиросной бумаги. Рисунки обычно вырезаются из 40-50 цветных папиросных бумаг, сложенных вместе, с использованием направляющей или шаблона, небольшого молотка и стамески, создавая до пятидесяти штук одновременно. Папель пикадо также можно изготовить, сложив папиросную бумагу и используя маленькие острые ножницы. Распространенные темы включают птиц, цветочные узоры и скелеты.