Крупнейший нефтяной супертанкер Венесуэлы «Ayacucho» перешел под российский флаг и сменил имя на «Максим Горький», а порт приписки – на Санкт-Петербург.
В конце мая судно перерегистрировали в Большом порту Санкт-Петербурга. В Российском международном регистре «Максим Горький» был зарегистрирован 1 июня, а свидетельство о классификации в Российском речном регистре получил 20 августа.
В реестре указывается, что судно находится в международном бербоут-чартере и им управляет московская судоходная компания «Трансокеания», созданная в начале 2020 года и принадлежащая в равных долях INEA (Национальному институту водного хозяйства Венесуэлы) и транспортной компании «Совфрахт». Любопытно, что и российский владелец также находится под американскими санкциями, поскольку работает в Крыму.
Напомним, что бербоут-чартер — это предоставление фрахтователю на определенный срок судна без экипажа.
Фрахтователь вправе сменить флаг судна, нанести свои фирменные знаки, а также заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера. Видимо, это и объясняет тот факт, что в базе данных по морским судам Equasis в качестве владельца судна по-прежнему указывается Национальный институт водного хозяйства Венесуэлы.
Танкер «Максим Горький» (номер IMO 6159470) класса VLCC (Very Large Crude Carrier) с дедвейтом 320,8 тысяч тонн стал самым крупным танкером в России, обогнав плавучие нефтехранилища «Умба» с дедвейтом 300 тысяч тонн и «Кола» с дедвейтом 309 тысяч тонн.
Супертанкер «Ayacucho» был построен в 2013 году в Китае на верфи Bohai Shipbuilding. Длина судна 332 метра, ширина — 60 метров.
«Это судно, которое может принять 2 млн баррелей. У Венесуэлы никогда таких не было. Он почти такой же большой, как авианосец. Это авианосец Отечества, суверенитета», — заявил летом 2013 года Рафаэль Рамирес, возглавлявший тогда Министерство нефти Венесуэлы.
Венесуэла владела «Ayacucho» и еще тремя супертанкерами в рамках совместного сингапурского предприятия CV Shipping, учредителями которого стали венесуэльская PDVSA и китайская госкомпания PetroChina.
После санкций США в отношении PDVSA китайцы забрали три танкера себе, а последний достался Национальному институту водного хозяйства (INEA) Венесуэлы, в тот момент не находившемуся под санкциями. Однако вскоре санкции были введены уже против всех государственных учреждений Венесуэлы. Поэтому в течение двух лет танкер «Ayacucho» использовался в качестве плавучего нефтехранилища нефтетерминала Хосе в порту Пурто Хосе в территориальных водах Венесуэлы.
В июле танкер с двумя миллионами баррелей нефти на борту отправился, по официальной версии, на ремонт в Китай; в настоящее время танкер, скорее всего, идет в ОАЭ, порт Фуджейра, хотя портом захода судно указывает Сингапур с датой прибытия 15 октября 2020 года.