Кубинский эксперт: зависимость ЕС от США стремительно растет

Кубинский эксперт: зависимость ЕС от США стремительно растет

Геополитическое соперничество, возглавляемое США против России и Китая, представляет собой ключевую переменную, которая сегодня негативно влияет на экономическую, политическую эволюцию и развитие безопасности интеграционного процесса ЕС и его государств-членов. В этом контексте ослабляется относительная стратегическая автономия ЕС и его международное положение в балансе сил. Рейньер Пельон Асопардо, доктор исторических наук, научный сотрудник, доцент и координатор группы европейских исследований Центра международных политических исследований (CIPI) специально для издания «Либертадор» дает взгляд с «Острова Свободы» на процессы, происходящие сегодня в Евросоюзе.

Трансатлантический альянс сохраняет стратегический характер внешней политики США с целью достижения своих целей международной гегемонии. Намерение США изолировать Россию – одновременно ослабляя ЕС – преследует стратегическую цель разделения Евразии и предотвращения любого прогресса в экономических и геополитических отношениях – не контролируемых Белым домом – между ЕС, Китаем и Россией.

Как следствие, ЕС теряет актуальность на международной политической арене. Ее вес в мировом ВВП снижается по сравнению с другими полюсами силы, а ее государства-члены также продолжают отставать по сравнению с США и Китаем в технологических достижениях, поддерживающих энергетический переход, и в так называемой «четвертой революции», особенно по производству микрочипов. При этом ухудшается конкурентоспособность Союза в глобальной экономике, которая в немалой степени зависит от связей его ведущих фирм с глобальными производственными и сервисными цепочками, расположенными в Китае, а также от стабильных поставок ресурсов. и конкурентоспособные источники энергии, которые в основном поступают из России.

Социально-экономические тенденции остаются подверженными высокой неопределенности, обусловленной негативными последствиями двух войн и высокими геополитическими рисками, которые влияют на внутреннюю динамику ЕС и его государств-членов. Региональные перспективы указывают на снижение инфляции, бюджетного дефицита и безработицы в краткосрочной перспективе в ЕС. Однако между государствами-членами ЕС и внутри их обществ сохраняется большая асимметрия, в результате чего представления об экономическом состоянии и практическом эффекте политики сообщества в каждой стране и в каждом секторе общества сильно различаются. Все это в условиях низкого потенциального экономического роста, замедления производительности и старения населения. Столкнувшись с изменением соотношения мировых сил и построением многополярного порядка, экономическая, технологическая, военная зависимость и зависимость ЕС и его государств-членов от США возрастает и имеет важное значение как элемент сдерживания.

Среди сценариев, имеющих широкое влияние на эволюцию ЕС, не следует исключать возможную задержку войны на Украине; а также риск военной эскалации на том или ином театре военных действий, где непосредственно задействованы другие государства или используются средства массового уничтожения. Старые противоречия также консолидируются в процессе интеграции ЕС перед лицом израильско-палестинского конфликта. Позиции в пользу признания двух государств, прекращения огня в секторе Газа и поиска мира мирными средствами становятся все более заметными. Однако такие позиции лишены практического эффекта из-за исторических обязательств и союзов между западными державами и Израилем. Германия, например, является страной, которая поставляет больше всего оружия Израилю после США. Его твердая поддержка правительства Израиля, несмотря на геноцид, совершенный в Газе, явно ставит под сомнение его предполагаемую роль международного защитника прав человека.

Уместно уточнить, что цель усиления оборонной политики в ЕС не является результатом войны на Украине или в секторе Газа. Постоянные призывы США к Европе увеличить расходы на оборону соответствуют давней тенденции в пользу милитаризации внешней политики ЕС. Основные усилия в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС задуманы в рамках тесной атлантической координации, а постепенная милитаризация сообщества является целью НАТО. В этом анализе также полезно проследить за денежным следом. Один из главных интересов — принести пользу военно-промышленному комплексу, который требует потребления вооружений, производимых, в первую очередь, американскими компаниями.

В то же время, после очевидной сплоченности атлантических союзников, в их политике санкций против России, финансирования и поставок оружия на Украину, в широких социальных слоях и политических силах ЕС сохраняются опасения по поводу того, чем закончится конфликт, и имеет ли понятие «победа» одинаковое значение в США, государствах-членах ЕС и на Украине. Некоторые европейские лидеры считают Россию «неизбежным соседом», которого нельзя изолировать на постоянной основе, не создавая при этом большой опасности для международной безопасности. Однако западные державы проигнорировали геополитические интересы России, особенно в тех областях, которые Москва считает приоритетными для своей национальной безопасности. В Кремле расширение Евросоюза и НАТО воспринимается как осада Европы.

Процессы расширения ЕС происходят с разной скоростью и в зависимости от геостратегических интересов. Среди кандидатов политическую заметность приобретает случай Украины. Переговоры с Албанией и Северной Македонией продвигаются. Правительство Германии будет работать над включением стран Западных Балкан, Украины, Молдовы и Грузии. В рамках этого процесса предполагается изменить позицию Сербии от ее статуса страны-кандидата в отношении введения санкций против России, поставок военной техники в Киев и в отношении сепаратистского региона Косово. Этот последний фактор остается в центре конфликта, также подстрекаемого Западом с целью затронуть интересы Кремля.

С другой стороны, очевидно, что геополитическое соперничество, возглавляемое США против России и Китая, ускоряет процессы евразийской интеграции, которые на практике ограничивают сферу действия стратегий США и НАТО как субъектов регулирования международной военно-политической сферы. В настоящее время ускоряется построение ассоциаций и альянсов между Россией и ее наиболее близкими соседями-единомышленниками, углубляется флагманская инициатива Большой Евразии, укрепляются лидерские позиции России наряду с Китаем в БРИКС и странах Организации Шанхайского сотрудничества.

ЕС и его государства-члены оказались на историческом перепутье и в важный момент своей эволюции. Геополитическое соперничество, возглавляемое Соединенными Штатами против России и Китая, окажет влияние не только на политические процессы и процессы безопасности в Европе, но также на более или менее выраженную эволюцию в сторону многополярного мира, а также на нарушения, с которыми сталкивается международный порядок.

Таким образом, перед ЕС и его государствами-членами возникает двойная проблема: с одной стороны, неизбежное осознание того, что Китай и Россия разделяют группу глобальных проблем, таких как пандемии, изменение климата, к которым добавляется взаимозависимость их экономик, с другой стороны, соглашения между Пекином и Москвой воспринимаются как угроза, поскольку они уже фигурируют в числе основных конкурентов за доступ и контроль над природными ресурсами, сырьем и рынками.

Я предпочитаю думать, что в ЕС общество сохраняет экономические, политические и социокультурные ресурсы, чтобы быть фактором международного баланса. Хотя сегодня это кажется маловероятным, государства ЕС могли бы стать сдерживающей стеной против угрозы повторного крупномасштабного международного конфликта, затрагивающего все человечество. Учитывая общие проблемы, стоящие перед человечеством, крайне важно укреплять многосторонность и продвигать новый международный экономический порядок, основанный на справедливости, равенстве, солидарности, международном мире и устойчивости развития для всех. Этот сценарий является наиболее желательным и, вне всякого сомнения, возможным.

Беседовал Владимир Басенков

Еще больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!