Выставка «Лилии Каррильо. Всё наводит на мысли» объединяет 140 работ художницы, стоявшей у истоков жестовой абстракции.
Творчество Лилии Каррильо — это живое свидетельство таланта, борьбы и стойкости в истории мексиканского искусства. Будучи пионером жестовой абстракции в среде, где доминировали мужчины и строгие стили, она превращала невзгоды в яркие художественные высказывания, которые спустя десятилетия вновь пробуждают восхищение зрителей.
Во Дворце изящных искусств впервые с 1976 года выставлена монументальная фреска Лилии Каррильо — уникальное произведение в истории мексиканского искусства. Ее размеры 5 на 6,4 метра, а на холст буквально приклеена монета — возможно, символ ценности и памяти, призывающий к глубокому и вдумчивому осмыслению.
Эта работа, наряду с более чем 140 другими, представлена на выставке «Лилии Каррильо. Всё наводит на мысли», — объяснил Даниэль Гарса Усабьяга, директор Музея Дворца изящных искусств.
Лилия Каррильо была одной из немногих женщин, которые осмелились и сумели выделиться в мужском доминирующем мире искусства, выбрав жестовую абстракцию в стране, где преобладала институционализированная геометрическая абстракция. За свою жизнь она создала около 200 работ.
«Ее произведения, написанные после тяжелой аварии, которая частично обездвижила ее, и в борьбе с аневризмой, отражают динамичную энергию, постепенно растворяющуюся в свете и сдержанной силе белого цвета, отсылая к хрупкости и незавершенности жизни и творчества».
Ее монументальная фреска «Загрязнённый воздух переполненного города» (1969) выставлена с вмонтированной в холст монетой, а последние картины, наполненные энергией и символизмом, собраны в этой уникальной экспозиции, раскрывающей многогранность незавершенной, но вечно живой жизни и творчества.
Этот монументальный труд выставляется в Национальном зале Музея Дворца изящных искусств в третий раз. Долгие годы он хранился в Музее абстрактного искусства Мануэля Фельге́реса в Сакатекасе, а теперь вступает в диалог с историей мексикаснкого мурализма и абстракции.
Куратор выставки также рассказал, что в экспозиции представлены ранее неизвестные визуальные и текстовые свидетельства: «Надписи на одной из подрамных рамок, фиксирующие последние дни жизни художницы с датами и временем, а также рассказы о несчастном случае в мастерской, навсегда изменившем ее тело и искусство, записанные Мануэлем Фельге́ресом, ее спутником жизни».
Лилия Каррильо училась живописи у Мануэля Родригеса Лосано, друга ее матери, а затем в школе «Эсмеральда», которую окончила в 1951 году.