Пятнадцатилетние школьники в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ALC) сталкиваются с острейшим образовательным кризисом, который может серьезно подорвать производительность и рост региона в недалеком будущем.
Согласно последним результатам Программы международной оценки успеваемости учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), опубликованным в декабре 2023 года, текущие результаты обучения не продвигаются ожидаемыми темпами, что вызывает тревогу у местных правительств и международных организаций.
После пандемии неблагоприятные факторы, связанные с образовательной отсталостью, значительно усугубились: на первый план вышли высокий уровень бедности, социальное неравенство и даже расовые различия. Образовательная ситуация в ALC, как показывают результаты оценки PISA, требует срочного восстановления и ускорения обучения.
Всемирный банк в поисках решений для восстановления обучения в регионе провел первый анализ результатов PISA и выявил четыре основных момента:
- Существует глубокий кризис обучения и заметное неравенство между учащимися разных экономических уровней.
- Существует значительный разрыв в результатах обучения между учащимися стран ОЭСР и региона.
- Очень высока доля учащихся с более низким, чем ожидалось, минимальным уровнем знаний.
- По сравнению с предыдущими годами наблюдается заметный спад, особенно по математике.
Согласно анализу ОЭСР, отставание и неуспеваемость в таких областях, как математика и чтение, которые необходимы для успеха на рабочем месте и решения различных повседневных задач, вызывают тревогу: 75 % учащихся в регионе набрали ниже базового уровня знаний по математике и 55 % — по чтению. Это означает неспособность оптимально продемонстрировать знания, необходимые для участия в жизни общества и будущей учебной деятельности.
Директор отдела развития человеческого потенциала в странах Латинской Америки и Карибского бассейна Всемирного банка Хайме Сааведра в своем блоге отмечает, что влияние пандемии на эту картину подтверждается почти повсеместным снижением успеваемости в начальной школе во всех странах с актуальными национальными оценками.
Однако Сааведра отмечает, что низкие и неравномерные уровни обучения в период с 2018 по 2022 год лишь отчасти можно объяснить потерями, вызванными пандемией.
«В настоящее время Всемирный банк и Межамериканский банк развития (BID) активно анализируют данные тестов PISA, чтобы своевременно понять тревожные разрывы в результатах 2022 года и изменения, произошедшие после окончания цикла 2018 года, в том числе с учетом различных обстоятельств и характеристик учащихся и школ, включая доступ к цифровым технологиям в процессе обучения», — отмечает Сааведра.
По оценкам специалистов, если кризис обучения не будет преодолен, сегодняшнее поколение студентов может потерять до 21 триллиона долларов США в потенциальном пожизненном заработке (что эквивалентно 17 % текущего мирового ВВП).
Коллективные усилия от А до Я
В мире, который в последние годы изменил свою социальную и экономическую динамику и который ожидает головокружительная трансформация в плане трудовых и профессиональных задач, укрепление базовых навыков подростков является приоритетной задачей, связанной с будущей производительностью и ростом. Это неизменно требует немедленной, всесторонней и эффективной работы между заинтересованными органами и гражданским обществом.
Столкнувшись с этой проблемой, Фердинандо Регалия, менеджер партнерского сектора Межамериканского банка развития (BID), отмечает, что действия по разработке и реализации программ, направленных на улучшение преподавания с акцентом на репетиторство, новые специализированные технологии, а также инвестирование и правильное распределение ресурсов в сфере образования, являются жизненно важными и неотложными.
Еще больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!