Если вы посетите Уругвай прямо сейчас, то узнаете, что семь дней, которые христиане всего мира отмечают как Страстную неделю, здесь носят другое название: Semana de Turismo.
Некоторые уругвайцы также называют ее Semana Criolla — в честь популярных соревнований наездников, которые примерно в это же время скачут на необъезженных лошадях.
Другие называют его Неделей пива — в честь вечеринки, которая обычно проходит в городе Пайсанду, на границе с Аргентиной, с музыкальными шоу и, конечно, большим количеством алкогольных напитков.
Есть и другие возможные названия, например Semana de la Vuelta Ciclista (Неделя велосипедного тура), в честь этапной гонки, которая проводится с 1939 года.
Но Уругвай уже более века официально называет его Неделей туризма, что отражает глубоко светские традиции этой республики, наименее религиозной в Латинской Америке, согласно опросам.
Этот факт может вызвать удивление в других частях мира.
«Однажды в Севилье меня представили, сказав, что я приехал из страны, где Страстная неделя называется Semana de Turismo», — рассказал BBC Mundo архиепископ Монтевидео, кардинал Даниэль Стурла.
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо совершить путешествие в прошлое.
«Успешный» процесс
Уругвайское государство начало отдаляться от церкви с 1860 года, принимая такие меры, как секуляризация кладбищ или создание гражданского реестра для регистрации рождений, браков и смертей — задача, которая до 1879 года была подвластна только католической орбите.
Хотя католицизм был доминирующим в стране, Стурла отмечает, что «когда в Уругвае начался процесс секуляризации, церковь была хрупкой, у нее не было большой силы, и это также способствовало ее успеху».
Этот процесс получил окончательный толчок в начале XX века благодаря двум президентским срокам Хосе Батле-и-Ордоньеса (1903-1907 и 1911-1915), лидера партии Колорадо, который сыграл ключевую роль в строительстве современного, либерального Уругвая.
Вдохновленный политическими и философскими идеями, циркулировавшими в Европе, особенно во Франции, «Пепе» Батле придерживался рационалистической спиритуалистической концепции, в прессе писал «Бог» со строчной буквы и продвигал социальные реформы, противоречащие интересам католической церкви.
Изменения варьировались от удаления распятий из государственных больниц до отмены религиозного обучения в государственных школах, а также развода по единоличному желанию женщины.
Моника Маронна, историк и соавтор книги «100 лет светскости в Уругвае», отмечает, что в те годы антиклерикальная борьба велась как в правовой, так и в культурной сфере.
Например, был очень распространен эпизод, особенно среди анархистов, высмеивающий Церковь: во время Страстной недели, когда запрещалось есть мясо, они устраивали барбекю, которое называли «банкет распущенности»», — рассказывает Маронна BBC Mundo. Это произошло на той же центральной площади, где находится кафедральный собор Монтевидео.
В те годы использование религиозных костюмов в уругвайском карнавале также перестало быть запрещенным.
Это дало возможность окончательно закрепить разделение государства и католической церкви в Конституции, которая вступила в силу в Уругвае в 1919 году.
В том же году в стране был принят закон о государственных праздниках, который изменил названия нескольких католических дат: 6 января вместо Богоявления стал Днем детей, 25 декабря вместо Рождества — Днем семьи, а вместо Страстной недели — Неделя туризма.
Было также предложение отделить эту неделю в календаре от той, которую христиане отмечают между Вербным воскресеньем и Пасхой, но оно было отклонено из-за того значения, которое в Уругвае начал приобретать туризм из Аргентины, отмечает Маронна.
Но она подчеркивает, что простое изменение названия в данном контексте «означает, что государство занимает позицию и говорит, что не республиканское дело брать на себя название религии, культа».
«И это, как мне кажется, очень важно», — добавляет она.
«Меньшинство»
Эти изменения, похоже, произвели неизгладимое впечатление на уругвайское общество, которое сегодня насчитывает 3,4 миллиона человек.
По данным исследования Latinobarómetro, проведенного в прошлом году в 17 странах региона, Уругвай является латиноамериканской страной с самым высоким процентом людей, которые отвечают «нет», когда их спрашивают о религии: 47%.
За ней следует Чили с 29 процентами.
Если к тем, кто считает себя нерелигиозным, добавить атеистов и агностиков, то практически половина уругвайцев окажется вне религии (49%), что более чем в два раза больше, чем в начале этого века, в то время как доля христиан сократилась более чем на 20 пунктов.
В последние десятилетия в Уругвае были приняты новые законы, противоречащие позиции католической церкви, например, закон, отменяющий уголовную ответственность за аборты в первые 12 недель беременности в 2012 году, или закон, разрешающий однополые браки в 2013 году.
Многие также увидели традиционную либеральную матрицу Уругвая в законе 2013 года, который регулировал производство, продажу и потребление марихуаны в стране раньше, чем в любой другой стране мира.
Время от времени в Уругвае вспыхивают новые дискуссии о том, какое место отводится религиозным выражениям или символам в общественных местах.
В Монтевидео большой крест, установленный для приветствия Папы Иоанна Павла II в 1987 году, сохранился до сегодняшнего дня после бурных политических дебатов.
Но три десятилетия спустя и также в разгар больших споров парламент Монтевидео отклонил в 2017 году установку статуи Девы Марии на популярной приморской набережной столицы, сославшись на то, что это ставит под угрозу нейтралитет государства.
Несмотря на то что Рождество в Уругвае продолжает называться таковым в народе, несмотря на закон о государственных праздниках, государство и большая часть населения на практике строго придерживаются обозначения «Неделя туризма».
В эти дни, когда школы и государственные учреждения закрыты, многие уругвайцы разъезжаются по стране, чтобы посетить различные мероприятия, отдохнуть на пляжах или разбить лагерь и поохотиться в сельской местности.
На эту пятницу в Монтевидео также запланировано уругвайское футбольное дерби между командами «Пеньяроль» и «Насьональ», что вызывает критику со стороны городского архиепископа.
«Страстная пятница — это день, который почитается во многих районах, даже в неверующих семьях», — говорит Стурла. То, что в этот день, в этот час пополудни, когда празднуются Страсти и Крестные ходы, проводится футбол, является глубокой ошибкой».
Автор книги «¿Santa o de Turismo? Календарь и секуляризация в Уругвае», кардинал признает, что сегодня это «решенный вопрос» в Уругвае.
«Церковь принимает реальность присутствия, не имеющего официальной поддержки, не имеющего характера большинства», — говорит он.
«Но в то же время это присутствие, которое сформировало эту страну, имеет свой вес, и до тех пор, пока существуют христианские общины, которые живут своей верой с радостью и энтузиазмом, даже если они в меньшинстве, это будет иметь свою ценность и свой вес, но это не означает, что мы возвращаемся к подобным законам».
Еще больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!