Нет такого перуанца, у которого не было бы своего представления о событиях 22 апреля 1997 года. В тот день военный спецназ из 140 подготовленных бойцов штурмовал посольство Японии, чтобы освободить 72 заложников, удерживаемых Революционным движением имени Тупак Амару (РДТА) с 17 декабря 1996 года. Погибли один заложник, двое военных и все 14 членов РДТА. Операция «Чавин-де-Уантар» была признана во всём мире успешной и впечатляющей.
Сразу же возникли разговоры, что когда-нибудь эту историю обязательно снимут — будь то в Перу или за его пределами. В ней было всё для успеха: политический кризис, столкновение идеологий, пресса, запуганная диктаторским режимом (который уже в 1997-м искал способы удержать власть ещё на пять лет), и народ, ошарашенный тем, что вопреки завершениям правительства (о полном разгроме «Сияющего пути» и РДТА ещё в 1992 году) террористы снова заявили о себе. Спустя 28 лет, в 2025 году, выходит фильм Диего де Леона «Чавин-де-Уантар: Спасение века».
Конечно, это не первый фильм об успешных военных операциях. 28 июня 1976 года самолёт Air France с 248 пассажирами (из них 106 израильтян) был захвачен террористами из НФОП и немецкой «Фракции Красной Армии». Рейс из Тель-Авива в Париж перенаправили в Уганду, где тогда правил диктатор Иди Амин.
Моссад организовал операцию по спасению: в ночь на 3 июля около 100 коммандос на четырёх самолётах вылетели в Уганду. В одном из них везли лимузин — точную копию машины Амина, что поначалу ввело угандийских солдат в заблуждение. В перестрелке погибли все 7 террористов, 45 угандийских военных и один израильский боец (Йонатан Нетаньяху, старший брат нынешнего премьер-министра). За 53 минуты удалось освободить 102 заложника, и весь мир аплодировал этой операции.
Об этих событиях снято четыре фильма, два из которых включают их как побочный сюжет, а также сериал. Первая лента вышла в 1976-м, последняя — в 2018-м. Все возможные ракурсы и версии были использованы.
Фильм Диего де Леона сосредоточен на событиях перед штурмом и отношениях героев (в исполнении Родриго Санчеса Патиньо и Андре Силвы) с семьями. Режиссёр подаёт историю как битву между «добром» и «злом» — и в этом главная проблема фильма.
Он слишком чёрно-белый. В реальности большинство боевиков РДТА были молодыми людьми с минимальным боевым опытом — никакого сравнения с элитными перуанскими коммандос. Остаётся много вопросов, например, по поводу гибели судьи Карлоса Хьюсти, критиковавшего Фухимори. Или о том, кто на самом деле рассказал о тоннеле — не только «Ла Република» писала об этом.
За кадром остались трагичные истории матерей, оплакивающих своих детей, завербованных в юном возрасте соратниками Нестора Серпы Картолини. Здесь мог быть мощный человеческий драматизм — но он упущен. Да и где, спрашивается, сами Фухимори и Монтесинос?
«Чавин-де-Уантару» не хватает глубины. Это развлекательное кино, но без содержания. В нём нет ключевых вопросов — например, почему в Перу вообще возникло РДТА. Сценаристы даже не попытались провести достаточно исследований, чтобы честно заявить: «основано на реальных событиях».
Реклама фильма лукавит — факты подогнаны под идеологию, в данном случае правоконсервативную повестку. Вместо того чтобы осмыслять прошлое через дискуссию, она пытается стереть его с помощью проектов, которые не блещут ни качеством, ни умной подачей.
Великая история — и огромная потеря. Вместо многослойного, динамичного фильма, задающего вопросы (что, кстати, тоже может быть в развлекательном кино), мы получили плоскую агитку.
