С тех пор как президент США Дональд Трамп стал президентом США (2017–2021 гг.), риторика против мигрантов стала более острой как часть аргументов для оправдания национального и международного кризиса в этой стране. К караванам мигрантов из Центральной Америки, начиная с октября 2019 года, добавился рост миграции с Кубы, Венесуэлы, Никарагуа и Гаити, пандемия Covid-19 и ее последствия, а также ограничения в американском законодательстве создали «узкое место» на границе между Мексикой и Соединенными Штатами. Специально для издания «Либертадор» доктор Рикардо Домингес Гуадаррама, научный сотрудник Национального автономного университет Мексики (UNAM) рассказывает, в чем причины обострившегося в последние годы миграционного кризиса на границе Мексике и США, какие решения принимают правительства двух стран и что Клаудия Шейнбаум собирается сделать, чтобы не накалять противостояние вокруг мигрантов с Вашингтоном.
В 2019 году в Мексику было возвращено 70 000 мигрантов. В период с 2020 по 2023 год это число увеличится из-за применения Раздела 42, согласно которому любой мигрант без документов, прибывший на границу с Мексикой, может быть выслан. С мая 2023 года по настоящее время действует Раздел 8, согласно которому Соединенные Штаты могут высылать мигрантов без документов, если решение по их просьбе о предоставлении убежища не будет благоприятным.
Следует отметить, что в период с 2021 года по май 2024 года власти США зафиксировали 9,1 миллиона случаев или встреч с нелегальными мигрантами в различных пунктах въезда в страну. Речь идет не об общем количестве мигрантов, а о «случаях», то есть мигрант мог быть задержан более одного раза. Со своей стороны, в период с 2019 по 2022 год мексиканские власти задержали 1,1 миллиона мигрантов без документов.
Соединенные Штаты оказывают давление на Мексику и другие страны Центральной Америки, чтобы они остановили поток мигрантов. В частности, президент Дональд Трамп пригрозил мексиканскому правительству введением пошлин на продукцию, потребовал пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), заявил, что выдворит два миллиона мексиканских мигрантов и построит пограничную стену с использованием ресурсов Мексики и создаст сложности для денежных переводов мексиканцев. Благодаря мерам, принятым Мексикой, агрессивность американского президента была сдержана. Хотя НАФТА было пересмотрено (оно стало Торговым соглашением между Мексикой, США и Канадой — USMCA), новое мексиканское правительство во главе с президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором избегало участия иностранного капитала (из США) в энергетическом секторе Мексики. Обрадору пришлось согласиться на возвращение нелегальных мигрантов на свою территорию, пока не будет решено их ходатайство о предоставлении убежища в США.
Мигранты, застрявшие в Мексике, требовали от страны более энергичных усилий по обеспечению их прав человека: еды, жилья, образования, работы и безопасности от нападений организованной преступности. Помимо реализации различных мер по регулированию их въезда на территорию страны и усилению контроля за тайным въездом. Эти меры необходимо было сочетать с новой иммиграционной политикой мексиканского государства, направленной на борьбу с причинами миграции. Мексика сократила количество депортаций и расширил программы прямых социальных пособий для потенциальных мигрантов из Кубы, Гаити, Гондураса, Сальвадора, Гватемалы и Белиза. Это продолжение политики социальной справедливости, которая применяется в Мексике.
В 2024 году нелегальная миграция значительно сократилась благодаря программам, запущенным Соединенными Штатами. Примерно каждый месяц 30 тысяч кубинцев, венесуэльцев и никарагуанцев допускают на жительство в США. Это то же самое количество людей, которое Мексика согласилась бы принять на своей территории, если бы они не были приняты правительством США. Снижение также связано с тем, что Раздел 8 не позволяет иммигранту, которому было отказано в предоставлении убежища, повторно подать заявление о предоставлении убежища в течение пяти лет, и если они захотят въехать без документов, они рискуют лишиться этой возможности.
Этот спад позволил отношениям между Мексикой и Соединенными Штатами немного успокоиться после того, как они стали напряженными во второй половине 2023 года, когда официальный Вашингтон решил закрыть пять пограничных переходов с Мексикой, чтобы остановить волну мигрантов. В настоящее время правительства Мексики и США изучают другие возможности сотрудничества по сдерживанию потока мигрантов в рамках двусторонней стратегии, а именно, краткосрочные меры, которые не позволяют мигрантам добраться до Соединенных Штатов и разобраться с причинами, вызывающими миграцию. Обе стороны соответственно выполняют обязательства, которые два президента (Байден и Лопес Обрадор) взяли на себя во время своего мандата.
Проблема миграции была фундаментальной для правительства США в последние годы, особенно с начала девяностых годов прошлого века, но именно после Дональда Трампа она приобрела тревожные признаки. В ноябре 2024 года в США пройдут президентские выборы и проблема миграции играет фундаментальную роль для избирателей этой страны. Республиканцы, составляющие большинство в Конгрессе, не позволили президенту-демократу одобрить какую-либо иммиграционную реформу, поэтому ему пришлось согласиться на принятие некоторых принципов, которые временно облегчат проблему.
Учитывая возможную победу Дональда Трампа над Джо Байденом на выборах, дискурс и действия против мигрантов могут усложниться также, как и отношения с Мексикой. Однако новый президент Мексики Клаудия Шейнбаум, официально вступающая в должность 1 октября 2024 года, приняла решение о некоторых мерах, чтобы противостоять новому возможному сценарию конфронтации с Соединенными Штатами, гарантируя при этом, что она продолжит борьбу с причинами миграции. Она будет настаивать перед международным сообществом на том, что международное сотрудничество в целях развития лучше, чем блокады и принудительные меры против правительств, поскольку они только вредят правам человека и целых народов. В то же время, она продолжит социальные программы «Посев жизни» и «Молодежь строит будущее» для Кубы, Венесуэлы и Никарагуа с ожиданием распространения их на другие государства. Кроме того, она продолжит придавать импульс Комплексной программе развития Центральной Америки. Возможно даже, что «Поезд майя» будет продлен, чтобы способствовать развитию южной границы Мексики с Гватемалой и Белизом. Именно на этих основах она сосредоточит свои переговоры с будущим правительством Соединенных Штатов.
Подготовил Владимир Басенков