С визитом в Сербию совсем недавно прибыл высокий гость – председатель парламента Латинской Америки и Карибского бассейна (Парлатино) Роландо Гонсалес Патрисио. Мы вместе посетили Скупщину страны и не могли упустить возможности поговорить с господином Патрисио. Тем более, пообщаться удалось в замечательной компании – с послом Кубы в Белграде Лейде Родригесом Эрнандесом! О том, что такое Парлатино и зачем он организовался, как его работа помогает Кубе избежать последствий блокады США, почему у России в Латинской Америке большое будущее, станет ли Сербия учредителем парламентской ассоциации борцов против изменений климата и чему посвящен словарь межпарламентских отношений – в нашем интереснейшей интервью с Роландо Гонсалес Патрисио.
Роландо Гонсалес Патрисио – депутат Национальной ассамблеи Республики Куба, в которой он возглавляет Комиссию по международным отношениям. Патрисио — председатель парламента Латинской Америки и Карибского бассейна. Профессор и старший научный сотрудник, доктор исторических наук и бакалавр международных политических отношений. Патрисио написал книг «Дипломатия против дипломатии. Марти и Мексика в Америке», «Куба и Америка в современности Хосе Марти», «Дипломатия делегата. Стратегия и тактика Хосе Марти: 1892-1895», «Словарь комиссий Парлатино: 1964-2019». Соавтор еще десятка книг, он опубликовал более шестидесяти статей и эссе. Он был ректором Университета искусств, директором Института культурных исследований Хуана Маринелло и Центра исследований Хосе Марти.
В настоящее время Роландо Гонсалес Патрисио разрабатывает исторический словарь межпарламентских отношений. Он является аспирантом Высшего института международных отношений «Рауль Роа» в Гаване и сотрудничает с Международным дипломатическим факультетом парламентской дипломатии Школы государственного управления Университета Аустрал в Аргентине.
— Уважаемый сеньор Патрисио, первый вопрос, который я бы хотел затронуть – фундаментальный. В чем лично вы видите сегодня миссию Латиноамериканского парламента? На каком этапе относительно тех целей, которые были заявлены при его основании, например, защита демократии или латиноамериканская интеграция, Парлатино находится сегодня? И что можно назвать важнейшими успехами последних лет в работе парламента?
— Что ж, это вопрос, который требует очень подробного ответа. Давайте попробуем дать краткий ответ. Парлатино возникло в 1964 году в контексте господства военных диктатур на большей части территории региона и, очевидно, было попыткой его основателей защитить демократию, парламентскую демократию, а также, очевидно, средством региональной интеграции.
Затем Парлатино превратился из органа между национальными конгрессами в договор об институционализации и был основан в Лиме 10 декабря 1964 года. В ноябре 1986 года был подписан договор об институционализации Парлатино, первоначально подписанный 18 государствами; с этого момента Парламент имеет юридическую и международную природу, то есть он становится международным органом, который, очевидно, защищает международное право, право на самоопределение, территориальную целостность государств, права человека, демократию, а также интеграция является фундаментальной частью его повестки дня.
Парлатино является парламентом интеграции. Теперь это может быть по-разному выражено в результатах их работы. Во-первых, он защищал демократию и права человека на протяжении всей своей истории. Например, когда в Гондурасе и ранее в Чили произошли государственные перевороты, которые подорвали конституционность и демократический порядок, Парлатино отстранил эти конгрессы от членства и всегда защищал дело демократии, не вмешиваясь во внутренние дела государств.
Важный вопрос, о котором мало что известно, заключается в том, что Парлатино как институт является тем, кто создает проект латиноамериканского сообщества наций, который был представлен с начала 1990-х годов, который был органом политического согласования между латиноамериканскими государствами. И этот проект превратился в то, что позже сформировалось как Сообщество латиноамериканских и Карибских государств.
Другими словами, предыстория роста СЕЛАК связана с проектом Парлатино, реализованным несколько лет назад. Парламент также разрабатывает задачи, связанные с функцией интеграции, не только с точки зрения политического диалога, с точки зрения экономики и многих других аспектов, но и выполняет законодательную функцию, которая заключается в выработке законов. Это законы, которые носят рекомендательный характер и включают в себя проведение политических консультаций с присутствующими парламентариями, среди которых вырабатывается идея законодательного прогресса в соответствии, я повторяю, с максимально возможным достижением консенсуса внутри страны.
Парламент свидетельствует о одобрении более 100 типовых законов, имеющихся в распоряжении национальных парламентов в качестве вклада в возможные национальные законы. В то же время у Парламента есть повестка дня, посвященная рассмотрению важных социальных вопросов с точки зрения предотвращения дискриминации и обеспечения всех прав, в порядке обеспечения равенства женщин, защиты детей, молодежи, недискриминации по расовому или этническому признаку.
И на данный момент я считаю, что один из актуальных вопросов, который обсуждает Парламент, связан, например, с его приверженностью праву на питание, экологической повесткой дня и организацией форумов для политического диалога с другими регионами.
Итак, самый старый из них — с Европой, Парламентской ассамблеей Евролат. Форум Афролат также находится на начальном этапе. Это Африка, Латинская Америка и Карибский бассейн. И Парлатино также разрабатывает проекты по организации также двухрегиональных форумов с арабским миром, с Азией и некоторыми другими субрегионами мира для укрепления двухрегиональных связей.
Это, в некотором смысле, пример основных результатов, достигнутых парламентом за всю его историю, и сегодня в его состав входят 23 парламента-члена.
— В Центральной и Южной Америке, странах Карибского бассейна, сегодня немало форм региональной интеграции и сотрудничества, правда, охватывающих не все государства региона. При этом можно отметить противоречия, которые периодически возникают между соседями. Насколько сегодня Латиноамериканский парламент можно считать действенным инструментом гармонизации отношений?
— Латиномериканский парламент является старейшим парламентом в Латинской Америке и Карибском бассейне, а также самым всеобъемлющим. В 1979 году, когда возникло Андское сообщество, возник Андский парламент. Затем, в 1990-х годах, в результате мирного процесса в Центральной Америке был создан центральноамериканский парламент, а уже в начале века появился Южный Парлартино в качестве парламента МЕРКОСУР.
У Парлатино очень хорошие отношения со всеми этими парламентами, они также являются членами Парлатино, и на данный момент у нас в значительной степени общая повестка дня, и у нас есть формулы для работы наших соответствующих парламентов, в которых есть уважение к работе и вкладу Парлатино, а также хорошее общение между председателями. К этому следует добавить, что в Латинской Америке и Карибском бассейне также существуют такие организации, как Парламент Амазонии, Парламент коренных народов Северной и Южной Америки и другие. Я упоминаю только об этих, но есть и другие, существуют конструктивные и позитивные отношения с Парламентом Латинской Америки.
— Конечно, Парлатино, не только способ объединить соседей региона, но и дать некоторый коллективный ответ внешним акторам? Насколько Парламент помогает «острову свободы», Кубе, находящейся в чудовищной блокаде со стороны США? Возможно, диалог с латиноамериканскими странами через Парлатино, как минимум, помогает находить решения для экономического развития Кубы?
— Видите ли, Латиноамериканский парламент — и это один из его принципов — множественный. В латиноамериканском парламенте каждый конгресс и его член должны направлять делегации, представляющие, по крайней мере, основные политические силы, то есть в них входят не только депутаты от правящих сил, но и депутаты от оппозиции, и такое многообразие иногда является фактором сложности дебатов, но это также богатство и сила, когда удается достичь консенсуса.
Следует сказать, что Парлатино, насколько это возможно, защищает интересы каждой страны региона перед лицом сложных ситуаций агрессии, и, например, мы очень солидарны с Аргентиной и ее притязаниями на суверенитет над Мальвинскими островами, точно так же мы очень внимательно относимся к вопросу нынешних угроз Панаме, у которой администрация США намерена отнять или вырвать контроль над каналом. В конкретном случае Кубы исторически Парлатино — выступление против экономической блокады, против произвольного включения Кубы в список стран, которые, как утверждается, спонсируют терроризм.
На последней очередной ассамблее, посвященной 60-летию Парлатино, которая состоялась в декабре в Панаме, была принята резолюция против односторонних принудительных мер, противоречащих международному праву, включая блокаду Кубы. В феврале руководящий совет парламента одобрил заявление, направленное против включения Кубы в список стран-спонсоров терроризма.
Еще несколькими днями ранее, в конце января, Парлатино также одобрил заявление руководящего совета, направленное против обращения, которое правительство при нынешней администрации правительства Соединенных Штатов предлагало латиноамериканским мигрантам, и это было заявление в защиту достоинства латиноамериканских мигрантов. Теперь я думаю, что самое важное, что делает Парламент в отношении Кубы, — это принимает ее в качестве еще одного члена без дискриминации, с равными правами и дает ей возможность участвовать в дебатах, достигать консенсуса, даже впервые избранный спикер парламента является кубинским депутатом, я думаю, что это также свидетельство уважения и места, которое Куба завоевала в Парлатино.
— Выносит ли Парлатино некие коллективные решения о происходящих в мире серьезных событиях, не касающихся напрямую региона? Например, в отношении Специальной военной операции России?
— Я вспоминаю первый руководящий совет Парлатино после начала Специальной военной операции. Тогда конгресс стран и парламенты выступили с осуждением России.
Я попытался объяснить предшествующую историю расширения НАТО и все другие предпосылки, но это, очевидно, не было критерием большинства. Как только я приступил к исполнению своих обязанностей председателя (а Российская Федерация является членом-наблюдателем в Парлатино), мы возобновили диалог с послом России в Панаме и участвовали в различных межпарламентских мероприятиях, посвященных вопросам мира.
Мы понимаем, что главная ответственность за то, что происходит сегодня на Украине, несет НАТО, с неоправданным расширением, с подрывом безопасности Российской Федерации, и, очевидно, путь войны не из приятных, но есть исторические моменты, которые заслуживают понимания. Мы, как парламент, выступаем за мир. Фактически, латиноамериканский парламент принял заявление, в котором во всех своих принципах и постулатах приветствует провозглашение Латинской Америки зоной мира. Но это не мешает нам понимать сложности других конфликтов. Мы также выступили против геноцида, который имеет место в Палестине, где правительство Израиля проводит этническую чистку и насильственное перемещение, ставящее под угрозу само выживание палестинского народа при попустительстве значительной части Запада, чтобы привести несколько примеров.
Но дело в том, чтобы говорить о мире, по-прежнему понимая специфику каждого момента и, прежде всего, предупреждая, где находятся причины конфликтов.
— Думаю, излишне спрашивать вас, как депутата парламента Кубы о взаимоотношениях с Россией – кажется, они выходят на высочайший уровень с каждым годом, а наши народы и страны через историю доказали свое братство и готовность к выручке и поддержке. Но крайне интересно, как развивались отношения Парлатино и какова их динамика в отношениях с Россией в последние годы?
— Отношения Кубы с Россией являются историческими отношениями, отношениями, основанными на взаимной симпатии между обоими народами и на существенных договоренностях между правительствами Российской Федерации и Кубы.
Я считаю, что история свела нас перед лицом многих глобальных и конкретных вызовов, и между двумя странами существует очень высокий уровень отношений в политической, экономической, торговой и культурной сферах, что нашло отражение в том числе во встречах на высшем уровне между руководителями обеих стран и на уровне министров иностранных дел. премьер-министр, министры иностранных дел, на межправительственных встречах и, я должен сказать, также в межпарламентских отношениях.
У нас на Кубе существует система межпарламентской работы с Российской Федерацией и с некоторыми другими странами, такими как Мексика, Вьетнам или Беларусь, которая позволяет с парламентской точки зрения проверять соблюдение межправительственных соглашений и с обеих сторон способствовать тому, чтобы эти соглашения были реализованы или реализованы наиболее оперативным и устойчивым образом. Недавно с этой целью Москву посетила кубинская делегация во главе со спикером Национальной ассамблеи, депутатом Эстебаном Ласо Эрнандесом, к которому я не смог обратиться в качестве председателя Комиссии по международным отношениям из-за того, что выполнял обязанности председателя Парламента, но мы поддерживали связь. И есть очень хороший курс в этом направлении со стороны Кубы и Российской Федерации.
Парламент также имеет соглашение с Российской Федерацией, с Думой и Советом Федерации с 2013 года, то есть мы уже говорим об интересном периоде, и с тех пор Федеральное Собрание является членом-наблюдателем от Парламента, поэтому посол Российской Федерации в Панаме часто посещает мероприятия Парлатино. Отсюда — обмен информацией, посещения наших ассамблей и, конечно же, согласование участия в других межпарламентских форумах. В ближайшее время Парламент собирается разработать ряд других инициатив, где мы также рассчитываем на присутствие депутатов и членов Совета Российской Федерации.
Мы также участвуем в мероприятиях, представляющих Паратино, таких как виртуальные конференции за мир, которые Центральноамериканский парламент организует совместно с Думой.
У меня также была возможность принять участие в парламентской встрече «Россия-Латинская Америка», которая состоялась в Москве чуть более года назад, и поэтому это серьезные отношения сотрудничества и диалога, и я думаю, что мы все еще можем многое сделать в наших странах.
— Не менее интересен и ваш взгляд на то, как сегодня латиноамериканские страны рассматривают Россию? Видят ли они в нашей стране в большинстве своем союзника или же, благодаря пропаганде США, порой оказываются одержимы ложными убеждениями? Оцените потенциал сотрудничества для России с континентом с учетом уже существующих добрых взаимоотношений с Кубой, Венесуэлой, Никарагуа, Бразилией и некоторыми другими странами?
— Я считаю, что у отношений России с Латинской Америкой и Карибским бассейном большое будущее. Исторические отношения с Кубой, Никарагуа, Венесуэлой и другими странами, в том числе исторические отношения с Мексикой, с Бразилией, являются прочной основой для этого.
Само экономическое присутствие, которое растет на Кубе и которое может расшириться в других странах региона благодаря этому мосту, также является интересным горизонтом. Я думаю, что важно продемонстрировать твердость, серьезность и приверженность принципам со стороны Российской Федерации, и это очень важно.
Соединенные Штаты через свою огромную медийную машину обратились ко всем странам Латинской Америки с просьбой бояться российского вторжения и китайского вторжения, но ни Россия, ни Китай никогда не вторгались в Латинскую Америку, кто вторгся в Латинскую Америку, так это Соединенные Штаты, и это на самом деле так, о чем знают народы, а также правительства, хотя в некоторых случаях они могут быть более или менее причастны к некоторым из этих маневров.
Я думаю, что прочность этих связей, время и хорошие проекты, несомненно, откроют путь к гораздо большему количеству возможностей для обмена между обоими регионами, которые имеют исторические связи и которые, в конечном счете, являются связями на пути к миру и благополучию народов наших стран.
— А теперь перейдем к теме Сербии. Я хотел бы отметить, что мы здесь в хорошем смысле шокированы, качеством и уровнем работы, проводимой его превосходительством господином послом Лейденом Эрнандесом Родригесом, его творческий подход, способность объединять людей, бесконечная энергия и сосредоточенность на работе всегда дают высокие результаты. Одним из доказательств его успехов является организация визита такого высокопоставленного гостя в Сербию. Каковы ваши впечатления от визита сюда, в Сербию, и как вы оцениваете перспективы развития отношений Кубы с этой балканской страной?
— Я очень рад, что вы так воспринимаете работу нашего посла, который, кроме того, является нашим давним другом. Мы выходцы из одного и того же учреждения, и мы оба являемся частью Института международных отношений в Гаване. Я считаю, что вклад посла Лейда в развитие двусторонних отношений — это очень хорошая возможность.
Куба и Сербия поддерживают отношения, у них более 100 лет дипломатических отношений с различными политическими системами, и это свидетельствует о прочности связей между двумя государствами. У лидеров двух стран были и будут продолжаться контакты в будущем, поэтому у нас есть политические и дипломатические отношения на самом высоком уровне.
Это отношения, которые также имеют хорошее развитие в культурном плане, и мы стремимся к тому, чтобы и в экономическом, торговом, финансовом плане эти отношения могли подняться на уровень, близкий к высокому уровню политических отношений, и это возможно на основе того, что может внести каждая из сторон. Уже подписано соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства, что очень интересно, это хорошие «ворота», и могут возникнуть другие соглашения, связанные с другими областями развития, представляющими интерес для обеих сторон.
Куба обладает высоким туристическим потенциалом, имеет биофармацевтическую промышленность очень хорошего уровня, до такой степени, что за очень короткое время смогла сделать несколько вакцин от COVID, и у нее есть другие продукты, уникальные в международном масштабе, такими как Heberprot-P, который является терапевтическим средством для предотвращения ампутации конечностей при лечении диабета, или наша терапевтическая вакцина против рака легких, есть и некоторые другие примеры продуктов в отрасли. И я считаю, что существует целый ряд возможностей для расширения и продолжения консолидации в различных измерениях этой двусторонней революции, которая уже является прочной благодаря своей истории и политическим связям на высшем уровне.
Я думаю, что этот вопрос также можно в некоторой степени отнести к разговорной речи. Я приехал в Сербию именно из-за нашей заинтересованности в развитии связей и региональных диалогов, и мы считаем, что Сербия имеет место и авторитет в этом регионе, что будет способствовать не только укреплению связей Сербии с парламентом Латинской Америки, но и в других странах региона, потому что у нас недостаточно связей и недостаточно диалога с европейскими парламентами, которые не являются членами Европейского парламента. Сербия имеет много общего с интересами и реалиями большинства стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Там мы сталкиваемся с глобальными проблемами и разделяем многие позиции в международных организациях по решению этих проблем.
Поэтому мы пришли пригласить сербов совместной работе, и я должен сказать, что диалог, который велся с председателем сербского парламента, и ранее с другими парламентариями, был великолепной встречей, мы определили потенциальные возможности для совместной работы, и мы также пригласили Национальное собрание Сербии через председателя присоединиться к нам на мероприятии, посвященном изменению климата, которое будет организовано латиноамериканским парламентом в начале июня следующего года. Национальное собрание Сербии может стать одним из организаторов Парламентского альянс за действия в области изменений климата.

— Я очень надеюсь, что данное интервью станет лишь первым в череде многих. К сожалению, наша беседа не может вместить всех тем и вопросов, которые хотелось бы обсудить. С вами можно разговаривать и о Латиноамериканском парламенте, и о Кубе, и о регионе в целом, но, кроме того, можно поговорить как с уверенным писателем и титулованным ученым. А с коллегой поговорить всегда приятно! Знаю, что вы составляете исторический словарь межпарламентских отношений – очевидно, серьезная, тонкая и кропотливая работа. Расскажите!
— Что ж, спасибо, что спросили меня об этой сфере. На самом деле, я сначала вошел в академическую жизнь в качестве исследователя и профессора, сначала в Центре исследований Хосе Марти, затем я также был исследователем и проработал несколько лет в этом направлении, затем я руководил центром исследований кубинской культуры, а затем 8 лет я был ректором университета. Поэтому моя профессиональная жизнь была в основном связана с академией искусств.
Когда я был избран депутатом по предложению Федерации студентов университетов, я был связан с комиссией по международным отношениям и там вошел в Латиноамериканский парламент, членом правления которого я являюсь с 2013 года.
И что ж, я здесь стал спикером только с конца 2023 года. Но эта ответственность отнимает у меня много времени, и я практически не могу посвятить ему те часы, которые требуются в академической жизни. Итак, завершение пандемии заставило меня задуматься о том, как совместить то, что я делал, опыт, который я уже приобрел в межпарламентской работе, с академической жизнью, и как произвести, как преобразовать этот опыт и накопленную информацию в явные знания; отсюда возникает идея работать по двум параллельным направлениям: эмпирическому и теоретическому анализу самой парламентской дипломатии, о которой у меня есть несколько продвинутых глав, и в то же время, чтобы прийти к этим выводам, мне нужно было глубже изучить неоднородность в широте опыта межпарламентской работы. Таким образом, отсюда возникает идея словаря, который я предпочитаю использовать в качестве исторического словаря, чтобы проиллюстрировать не только то, что существует сегодня как организации, как органы или как межпарламентские институты, но и проиллюстрировать многие проекты, которые уже существовали и не действуют. или некоторые, которые были только проектами и не были реализованы, что также иллюстрирует данные, полученные в ходе исследования. это важно для понимания сложности межпарламентских отношений, а также для того, чтобы приблизить нас к некоторым понятиям, некоторым категориям, некоторые вопросы, которые полезны для парламентской дипломатии.
И это в контексте изоляции в связи с пандемией получило хороший импульс, я сосредоточил на нем много часов своей работы, но затем задачи в постпандемический период вынудили меня замедлить процесс, и тогда я больше не продвигаюсь вперед так же, но я уверен, что это может быть вкладом в сообщество парламентариев, которые занимаются международными делами, а я каким-то образом могу скромно что-то внести в этой области.
— Спасибо за интервью, уважаемый господин Патрисио. Надеюсь, это начало целой серии наших бесед.
— Спасибо вам! С удовольствием и до новых встреч.
Редакция издания «О Сербии по-русски» выражает сердечную благодарность послу Кубы в Сербии Лейде Родригесу Эрнандесу и команде посольства за помощь в организации интервью.