С приходом к власти в 1998 году подполковника Уго Чавеса Венесуэла задумалась об укреплении своих вооруженных сил. Чавес не скрывал своих антиамериканских взглядов и быстро стал знаменем левых сил Латинской Америки, поэтому «демократические бомбежки» американских ВВС были вполне реальной опасностью.
На вооружении ВВС Венесуэлы находился 21 истребитель F-16A, которые были поставлены в страну еще в середине 80-х, а также несколько (по разным данным, от 4 до 10) канадских истребителей СF-5А/В «Тайгер», которые представляют собой лицензионную копию американского истребителя «Northrop F-5 Freedom Fighter». Разумеется, поставки запчастей и техническое обслуживание западной техники сразу же прекратились.
Первоначально для замены устаревшей техники планировалось приобрести истребители МиГ-29. 1 декабря 2001 года в Венесуэлу прибыл транспортный самолет Ан-124 «Руслан» с двумя самолетами: МиГ-29М2 и МиГ-29УБ. Венесуэльские летчики провели ознакомительные полеты для проверки их летных характеристик и систем вооружения. 10 декабря оба «МиГа» участвовали в воздушном параде в День ВВС Венесуэлы, однако приобретать МиГи Венесуэла не стала.
В ноябре 2005 года начались переговоры между «Рособоронэкспортом» и Венесуэлой по закупке 24 тяжелых истребителей Су-30МК2V.
2 июля 2006 года в Венесуэлу были доставлены самолеты Су-30МК (бортовой номер «501») и Су-30МК2 (б/н «502») производства КнААПО. Самолеты находились в Венесуэле 12 дней, осматривались специалистами местных ВВС и снова участвовали в воздушном параде – в этот раз в честь 195-летия независимости страны.
28 июля 2006 года был заключен контракт стоимостью 1,6 млрд долларов на поставку в Венесуэлу 24 Cу-30МК2V, вооружения, запасных частей, двигателей, оказания технической помощи, обучение персонала и организацию сервисного обслуживания в стране. Поставки удалось начать очень быстро, так как на КнААПО «завалялись» Су-30, поставка которых в Китай отменилась.
Первые два Су-30МК2V прибыли в Венесуэлу на борту транспортного самолета Ан-124-100 29 ноября 2006 года на авиабазу «Луис дель Валле Гарсия» для формирования 13-й истребительной группы «Симон Боливар». Еще две машины были доставлены 22 декабря того же года, 12 самолетов – в 2007 и 8 – в январе-июле 2008-го.
Истребителями Су-30 вооружена 13-я истребительная авиагруппа на авиабазе «Луис дель Валле Гарсия» (Grupo Aéreo de Caza No 13, Luis del Valle Garcia) неподалеку от Барселоны (штат Ансоатеги) в составе двух эскадрилий – «Асы» (Escuadrón 131 «Ases») и «Пумы» (Escuadrón 132 «Pumas»). Шесть Су-30 были или переданы, или временно прикомандированы к 11-й авиагруппе.
Венесуэльские Су-30МК2V вооружены ракетами класса «воздух – воздух» Р-27 (средней дальности) и Р-73 (малой дальности), а также Х-29, Х-31, Х-59Э.
В ноябре 2019 года президент Венесуэлы Николас Мадуро торжественно открыл на базе «Луис дель Валле Гарсия» переданный Венесуэле новый авиасимулятор для тренировки пилотов.
Вечером 17 сентября 2015 года один из Су-30 МК2V ВВС Венесуэлы (бортовой номер 0460 (заводской 798103 86002)) потерпел крушение в районе границы с Колумбией, преследуя легкомоторный самолет контрабандистов. Экипаж – капитаны Рональдо Рамирес и Хаксон Гарсиа – погибли.
В октябре 2019 еще один Су-30 (бортовой номер 0457, заводской 798103 86309), разбился сразу после взлета, бригадный генерал Вирджилио Рауль Маркес Морильо и капитан Хосе Салазар Нуньес погибли.
В данный момент в составе ВВС Венесуэлы осталось в общей сложности 22 истребителя Су-30.
Фото — Министерство обороны Венесуэлы