Нынешние отношения между Мексикой и Россией переживают период огромного динамизма, обусловленного общими интересами и растущим сотрудничеством в различных областях. В последние месяцы было много спекуляций по поводу этой связи, особенно в свете президентских выборов в Мексике и вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Специально для издания «Либертадор» профессор-политолог Национального автономного университета Мексики Полина Домингес Чавес рассказывает, как близость США влияет на отношения двух стран, в каких областях государства уже сотрудничают и что мешает теснее сотрудничать в сфере безопасности.
Несмотря на расстояние и культурные различия, дипломатическим отношениям между двумя странами уже исполнилось более 100 лет1. У них общая история постоянных вторжений на их территорию, а также революционных движений, радикально изменивших их политические системы. Кроме того, они являются важными производителями энергии, и в последнее время Мексика присоединилась к идее многополярности, международного порядка, двигателем которого является Россия.
Изучению отношений между этими странами уделяется мало внимания как в России, так и в Мексике. Большая часть существующей литературы основана на текущих проблемах, таких как соперничество с Соединенными Штатами, конкуренция с Китаем или растущее российское присутствие в Латинской Америке и Карибском бассейне. Однако анализ состояния и динамики двусторонних отношений ограничен.
Несмотря на то, что в советский период предпринимались попытки проводить взаимные исследования, только в начале XXI века и Российская Федерация, и Мексиканские Соединенные Штаты смогли установить прямой контакт. В частности, это связано с глобальными изменениями, когда латиноамериканский регион рассматривается как имеющий более активную и автономную внешнюю политику, и эта ситуация привлекла интерес России, найдя точки соприкосновения между обоими игроками. В то же время Латинская Америка возобновила интерес к России, поскольку ее воспринимают как актора, решившего сбалансировать международные отношения и сделавшего ставку на многополярность как новый мировой порядок, превосходящий американскую однополярность, навязанную в 1990-е годы.
Хотя это правда, что дипломатические отношения имеют долгую историю, на практике в ХХ веке было мало сближений. Однако есть две исторические вехи, которые с точки зрения России считаются точками встречи. Первой была декларация Группы Рио в 1999 году, сделанная на саммите в Мексике, в которой они осудили бомбардировки Югославии НАТО, заявив, что это является нарушением Устава ООН. Вторым действием стал отказ Чили и Мексики, как непостоянных членов Совета Безопасности ООН, против вторжения США в Ирак в 2003 году. Оба действия продемонстрировали намерения этих стран дистанцироваться от американских интересов и создать свою собственную повестку дня.
В этом контексте неудивительно, что Россия возобновила интерес к Мексике, так что президенты, министры иностранных дел совершили визиты, что придает отношениям политическую значимость; Кроме того, они освещают встречи лидеров на многосторонних форумах, соглашения о сотрудничестве в различных сферах и точки зрения по международным проблемам, выраженные в международных организациях.
Чтобы понять российско-мексиканские отношения, необходимо проанализировать их в многомерной перспективе, принимая во внимание политические, экономические, социальные и геополитические аспекты. Таким образом, понимание контекста, в котором они развиваются, имеет решающее значение. В начале 21 века Соединенные Штаты все еще сохраняли гегемонию над остальными странами Латинской Америки, и ситуация менялась. С 2008 года были предприняты важные усилия по созданию многополярного мира. Примером этого являются отношения России с Венесуэлой, Кубой, Никарагуа и Боливией, с которыми она укрепила свои связи в течение первого десятилетия века.
Уже в 2010-е годы начался процесс относительного снижения гегемонии США, что отразилось на латиноамериканском регионе, где Россия все чаще позиционировала себя как значимого партнера для стран в этом регионе. Точкой встречи с мексиканским государством стал поиск многополярного мира, предложение, которое подразумевало диверсификацию международных отношений Мексики, перестав отдавать предпочтение северной державе как единственному стратегическому союзнику. Кроме того, такие области сотрудничества, как вопросы энергетики, безопасности, торговли и технологий, были объединены в рамках горизонтальной схемы, которая характеризует сотрудничество Юг-Юг.
Таким образом, Мексика и Россия пересмотрели свои отношения, стремясь установить более прагматичные связи, основанные на взаимном уважении. Обе страны поддерживают открытый и конструктивный диалог, активно участвуя в многосторонних форумах, таких как ООН и «Большая двадцатка», где они делятся взглядами на актуальные вопросы повестки дня, например, региональную безопасность, изменение климата и борьбу с терроризмом.
В экономическом плане, в отличие от политического аспекта, отношения менее динамичны. С 2012 года предпринимаются попытки укрепить связи в этой сфере. В 2015 году в Москве был открыт офис ProMéxico, а в 2018 году была официально зарегистрирована Национальная ассоциация импортеров и экспортеров Мексиканской Республики (ANIERM) для улучшения торговли между обеими сторонами.
Важным сектором является энергетика. В 2023 году Мексика закупила 170 тысяч баррелей нефти и 400 миллионов кубических футов газа. Кроме того, российские компании инвестировали в строительство энергетической инфраструктуры, такой как газопроводы и терминалы хранения. Выделяется сотрудничество Лукойла и PEMEX по геологоразведке в Мексиканском заливе. В этой же сфере выделяется Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, одобренное в 2015 году, в рамках которого проводятся совместные исследования.
Другая сфера – агропромышленная. На мексиканский рынок экспортируется 2,5 млн тонн российских удобрений. Нечто подобное происходит и с импортом зерновых: в 2023 году в латиноамериканскую страну поступит 500 тысяч тонн пшеницы и кукурузы. Важной проблемой является то, что Мексика экспортирует на российский рынок только перец чили, текилу, авокадо, какао, мед и соусы, поскольку у нее пока нет фитосанитарных сертификатов для торговли молочными продуктами и мясом.
Сюда же можно отнести и промышленную часть, где Россия является важным поставщиком стали, в этой сфере мексиканский рынок приобрел в прошлом году 1 млн тонн этой продукции. Таким же образом выделяется покупка и продажа российских автозапчастей в автомобильной отрасли. Купля-продажа российских самолетов и внедорожников – реальность. Однако маловероятно, что Мексика будет иметь уровень военно-технического сотрудничества с Россией, аналогичный тому, который поддерживают такие страны, как Венесуэла, Никарагуа и Куба.
С точки зрения инвестиций, основными секторами российских инвестиций в Мексике являются энергетика, сельское хозяйство, финансы, туризм, строительство и химическая промышленность. Таков проект, реализованный LLK International в Мексике, а также разведка и добыча углеводородов, производство автозапчастей и развитие туристической инфраструктуры. Со своей стороны, мексиканские инвестиции сконцентрированы в агропромышленном секторе, пищевой промышленности, производстве строительных материалов, химической и фармацевтической промышленности. В 2022 году от мексиканских инвесторов было зафиксировано 165 миллионов долларов. В настоящее время на мексиканском рынке работают такие российские компании, как Лукойл, Газпром, Новатэк и Русагро и другие. При этом на российском рынке выделяются такие мексиканские компании, как Gruma, Bimbo, Nemak, Kidzania и Lala.
Еще одним местом встречи является сотрудничество, в котором в последнее время выделяются две сферы: освоение космоса и здравоохранение. В 2013 году с космодрома Байконур был запущен спутник Satmex-8, положивший начало сотрудничеству в этой области. Почти 10 лет спустя, в 2021 году, было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, целью которого является создание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области космической науки, спутниковой связи и других. Однако это соглашение еще не вступило в силу, что представляет собой серьезную проблему.
Что касается сотрудничества в области здравоохранения, выделяется доступ к вакцине «Спутник-V», с помощью которой Мексика смогла быстрее охватить все свое население и добиться лучшего контроля над пандемией на своей территории. Это сотрудничество углубило двусторонние отношения, способствуя не только государственному управлению, но и защите жизни мексиканцев.
Важно отметить, что, хотя экономический обмен существовал, не было четких и постоянных точек политического интереса из-за неолиберальных правительств, которые существовали в Мексике в первые десятилетия века. Однако эта ситуация изменилась с приходом к власти в 2018 году Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, который продемонстрировал большую близость к многополярному порядку и преодолению неолиберализма.
Это привело к тому, что отношения вступили в новую фазу сближения, с такими жестами, как приглашение российской делегации на парад в честь Дня независимости Мексики, поздравления с победами на выборах в обеих странах, телефонные переговоры и другие события. Это говорит о том, что отношения возобновились под эгидой правительства, которое более независимо в своей внешней политике по отношению к своему северному соседу.
Клаудия Шейнбаум, избранный президент, еще не разработала четкой концепции направления мексиканской внешней политики в рамках своего мандата. Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что Мексика и Россия будут продолжать постепенно сближаться из-за международной ситуации и экономической зависимости Мексики, которые не позволяют ей взять на себя полностью автономную судьбу.
В этой связи посол Николай Софинский заявил, что политический диалог был достигнут в различных сферах, и это породило готовность России строить все более прочные и глубокие мосты взаимопонимания, надеясь, что с новым президентом взаимодействие будет плодотворным.
Хотя в большинстве случаев обе страны согласны со своими взглядами, в некоторых случаях полная поддержка отсутствует, как, например, в ситуации с Крымом. Мексика оставалась нейтральной и не вводила никаких политических и/или экономических санкций. Более того, во время Крымского мирного саммита мексиканская делегация отказалась подписать соглашение без присутствия России. Понятно, что латиноамериканская страна заняла независимую позицию и неприсоединение к США, что позволило ей поддерживать открытые каналы связи с Россией, в отличие от других стран, занявших более конфронтационную позицию.
Таким образом, важно подчеркнуть, что, хотя существуют хорошие политические подходы, такие как встречи на высоком уровне и аналогичные позиции по большинству вопросов международной повестки дня, проблемы, с которыми сталкиваются отношения, все еще сохраняются, такие как низкий уровень экономического и коммерческого взаимодействия по сравнению с теми, которые они поддерживают в отношениях с другими странами.
Еще одна проблема, которую представляют собой эти отношения, заключается в том, что большая часть торговли России с Латинской Америкой осуществляется в рамках безопасности, сферы, в которой Мексика представляет мало возможностей из-за своей близости к Соединенным Штатам, откуда поступает большая часть продукции. Более того, высокая степень экономической интеграции с Вашингтоном является ключевым сдерживающим фактором в развитии двусторонних отношений.
Однако существуют прочные основы для укрепления двусторонних отношений между Мексикой и Россией, используя возможности, возникающие в ситуации относительного упадка Америки. В этом смысле крайне важно поддерживать подвижный и прямой диалог для конструктивного решения проблем.
Подводя итог, можно сказать, что отношения между Мексикой и Россией сложны, но оба государства имеют общие интересы, такие как поиск многополярного порядка, сотрудничество, уважение международного права и другие. Продолжение этой линии создаст новые возможности для реконфигурации двусторонних отношений, изучения областей сотрудничества и адаптации к геополитическому контексту. Это укрепило бы диалог и взаимопонимание между обеими сторонами, конструктивно рассматривая и ища совместные решения глобальных проблем.
Подготовил Владимир Басенков
1 Первые попытки установить дипломатические отношения начались в 1920-е годы; Однако они не преуспели. Позже, в 1980 году, они были объединены с назначением послов: барона Романа Розена в качестве представителя Российской империи и от имени мексиканской делегации г-на Педро Ринкон-и-Террерос. Однако важных дипломатических взаимодействий так и не произошло. В 1924 г. были установлены связи между Союзом Советских Социалистических Республик и Мексикой, однако они прервались в 1930-е гг., возобновились в 1942 г. и с тех пор не прерывались.