Университеты: новая лаборатория по разработке устойчивых решений для общества

Университеты: новая лаборатория по разработке устойчивых решений для общества

В Боливии электронный протез руки может стоить от 3 500 боливиано и выше. Высокая стоимость и сложность обслуживания делают такие устройства недоступными для многих. С этой проблемой решил бороться Рональд Чоке, студент факультета системного инжениринга в Unifranz.
В последние десятилетия мир вступил в гонку на время, пытаясь решить ряд экологических, социальных и экономических проблем, угрожающих будущему. Изменение климата, утрата биоразнообразия, вынужденная миграция, неравенство и кризисы здравоохранения стали постоянными пунктами в глобальной повестке.
Однако в этом сложном контексте ключевым игроком в поиске решений становятся университеты — не только как традиционные центры знаний, но и как инкубаторы инноваций. Сегодня здесь создают протезы на базе искусственного интеллекта, проекты циркулярной экономики и даже разрабатывают альтернативы энергетической системе.

«Теперь мы должны готовить социально ответственных профессионалов, которые уже являются гражданами мира. Больше нельзя позволять человеку думать: «Я здесь, в своём маленьком мире». Сегодня важно уметь давать реальные ответы на потребности общества», — подчёркивает Карлос Молина, директор программы коммерческой инженерии Unifranz (Ла-Пас).

Прототип искусственной руки, разработанный Рональдом Чоке, управляется с помощью смартфона и ИИ. При этом его стоимость значительно ниже рыночной, а качество — выше.

Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL) отмечает, что университеты играют ключевую роль в инклюзивных инновациях — тех, которые не только стимулируют экономику, но и учитывают экологический и социальный аспекты. Именно здесь важны университетские инкубаторы.
Такие инкубаторы — это не просто помещения с компьютерами, а экосистемы поддержки, где студенты и предприниматели получают менторство, доступ к технологиям и сетям контактов, чтобы превратить идею в жизнеспособное решение.

Например, студенты биохимии Леонардо и Хейли, обеспокоенные вредом производства бумаги, создали экобумагу из отходов ананасов. Их проект Ecopapel de piña начался в стенах университета и стал примером подхода «учись, делая», когда теория сразу применяется для решения актуальных проблем.

«Мы выпускаем профессионалов, готовых действовать в ответ на вызовы общества. Для нас важно, чтобы подход «учись, делая» имел реальное влияние и значимость», — добавляет Молина.

Традиционная модель высшего образования, основанная на пассивном усвоении знаний, уступает место горизонтальному сотрудничеству студентов, преподавателей, бизнеса и власти.

Однако университетские инкубаторы во всём мире сталкиваются с нехваткой финансирования, необходимостью внедрять устойчивое развитие в учебные программы и трудностями в поддержке выпускников.

Цифровой разрыв и ограниченный доступ к технологиям мешают некоторым вузам развивать полноценные инновационные центры. ЮНЕСКО отмечает, что высшее образование в Латинской Америке по-прежнему страдает от неравенства, сдерживающего инновации.

«Есть отличные идеи, но без поддержки они остаются лишь идеями. Нужно вовлекать больше ресурсов, чтобы реализовывать проекты на благо общества», — заключает Молина.

Аудитории больше не замкнутое пространство. В их стенах рождаются решения, способные изменить города, экосистемы и образ жизни. Вопрос не в том, смогут ли университеты вести мир к устойчивому развитию, а в том, услышит ли их общество.