В 80% венесуэльских школ ученики ходят на занятия только два или три дня в неделю. И это не потому, что они не хотят, а потому, что в карибской стране не хватает учителей. Начало нового учебного года ознаменовалось расширением практики, начатой в середине предыдущего: работа по «мозаичному расписанию» — режиму, который снижает школьную активность, как объяснил Эдгар Мачадо, президент профсоюза учителей Каракаса.
Учителя, которые раньше работали пять дней в неделю по 40 часов, теперь посещают школу только два или три дня, в зависимости от соглашения, достигнутого с родителями и представителями. Некоторые школы пытаются работать всю неделю, и поэтому, например, они учат первый, второй и третий классы по понедельникам, средам и пятницам, а четвертый и пятый — по четвергам и пятницам», — сказал он.
По данным Tal Cual, гражданская ассоциация Con la Escuela в своем последнем докладе о кризисе образования в Венесуэле в рамках проекта Red de Observadores Escolares сообщила, что в среднем в период с января по июль 2023 года количество учебных дней в неделю составляло 3,89.
Отчет показал, что в первом полугодии было потеряно не менее 27 учебных дней, что составляет 22,3 % школьного расписания в этот период. Кроме того, в школах отработано только 78 % пятидневной рабочей недели.
Мозаичное расписание и нехватка государственных услуг резко сократили время, которое венесуэльские дети проводят в школах. «В прошлом учебном году (январь-июль 2023 года) и в начале нынешнего потеря и приостановка занятий — это хроническая проблема», — заявила НПО. Организация исследовала 79 школ в семи штатах страны (Лара, Сулия, Апуре, Анзоатеги, Боливар, Дистрито Капитал и Миранда). В этих учебных заведениях также изучалась численность учащихся и состояние инфраструктуры.
Результаты свидетельствуют о значительном ухудшении структуры и указывают на то, что школы по всей стране становятся все более бедными. Например, интернет, который сегодня является основным ресурсом для обучения, «практически не существует» в сельском секторе (76 % государственных учреждений в этих районах говорят, что у них нет доступа к связи).
«Последствия предоставления образовательных услуг в нестабильных условиях — это уязвимость студента. Учащиеся находятся в наиболее неблагоприятном положении, поскольку их право на качественное образование ограничено, так как условия в школе не позволяют им постоянно находиться в учебном заведении», — говорится в документе, опубликованном организацией Con La Escuela.
Самые низкооплачиваемые учителя в Латинской Америке
Последний раз венесуэльское государство корректировало зарплаты педагогов в стране в марте 2022 года, и результат оказался далек от чаяний профсоюза. Весь 2023 год прошел под знаком непрерывных протестов учителей, требующих повышения зарплаты, поскольку получаемая ими зарплата не позволяет им содержать свои семьи и даже оплачивать проезд в общественном транспорте, чтобы добираться до классов. В этом году совокупная инфляция уже достигла 176 %, а годовая инфляция по состоянию на октябрь достигла 362 %.
«В Венесуэле самые низкооплачиваемые учителя во всей Латинской Америке, ниже, чем на Кубе и Гаити, о которых мы всегда говорили, что они самые низкооплачиваемые в Латинской Америке», — говорит Луиза Перналете из Учебно-исследовательского центра Fe y Alegría.
По оценкам Национальной федерации родителей и представителей, эта система применяется в 80 % государственных школ Венесуэлы, а это немалая цифра, когда большинство учащихся зависят от государственной системы. По словам президента Николаса Мадуро, от «80 до 85 % учащихся учатся в государственных школах и университетах», что означает, что они должны получать 200 дней занятий в год.
Однако в 2023 году в среднем ребенок, посещающий школу с «мозаичным расписанием», будет иметь от 8 до 12 дней занятий в месяц и от 16 до 20 выходных. Министр образования Елице Сантаэлья публично заявила, что «мозаичное расписание» является незаконным, и указала на предполагаемых виновников. «Занятия проходят с понедельника по пятницу, никаких изменений нет. Вы знаете, что у нас есть крайне правое крыло, которое пытается парализовать сектор образования», — сказала она по телевидению.
Снижение числа учащихся
Наконец, в документе говорится о снижении числа учащихся, которое «сейчас наблюдается во всех частных и государственных учебных заведениях, а также в подавляющем большинстве 7 политических образований, к которым принадлежат школы».
Ассоциация отметила, что в 2022-23 учебном году из отдельных кампусов было выведено 1 365 учеников. По ее словам, количество учащихся сократилось в шести из семи выбранных организаций.