Факты показали, что расчеты венесуэльского министерства иностранных дел были правильными. После оккупации острова Анакоко Венесуэлой у Гайаны не было другого выбора, кроме как выдвинуть свои претензии в Смешанной комиссии, придерживаясь правил Женевского соглашения и без возможности обращения в международные инстанции.
Гайанский подход был услышан, но не возымел никакого эффекта. Остров Анакоко был оккупирован Венесуэлой де-факто в рамках “согласованных действий”, предложенных министерством иностранных дел, и Гайана не смогла это изменить. Венесуэла считала ситуацию в Анакоко своим триумфом, поскольку он позволил впервые в рамках Женевского соглашения продемонстрировать жесткую позицию по отношению к Гайане.Решительные действия вынуждают гайанцев подчиниться Соглашению. События в Анакоко на практике представляют собой территориальный спор между Венесуэлой и Гайаной в рамках двусторонних переговоров, запланированных в Женеве. Таким образом, ни одна из сторон не могла обратиться в международные инстанции в течение четырехлетнего периода, предусмотренного вышеупомянутым Соглашением.
Нам пришлось бы говорить не об одном инциденте, а о двух на острове Анакоко. Первый 30 августа 1966 года, когда в 2 часа ночи первый лейтенант Рамон Санчес Ромеро, первый командующий на острове Анакоко, вместе с 200 солдатами захватил речной остров Анакоко. Этот остров находится в месте слияния рек Куюни и Венамо и площадью 24 квадратных километра, расположен в штате Боливар. Кооперативная Республика Гайана считает себя владельцем восточной части этого острова.
Сообщается, что в конце того же месяца сержант (генерал) Хасинто Фигарелла Кастро и группа солдат FANB прибыли на остров, незаконно оккупированный Гайаной. Затем появляется лейтенант и его первый командир Рамон Эфраин Санчес Ромеро.
Первые несколько недель среди венесуэльских джунглей были очень тяжелыми. На острове доктор Рафаэль Мастродоменико и журналисты Херман Кариас и Рафаэль Полео, которые задокументировали происходившее там.
Кроме того, за ними наблюдал тогдашний министр общественных работ Леопольдо Сукре Фигарелла, который прислал необходимые материалы для строительства.
Лейтенант Санчес Ромеро явился к командованию гайанской полиции, расположенной в Этеринбанге, на территории Гвиана-Эсекиба, 20 сентября 1966 года и заявил: “Мы хотим сообщить вам, что Республика Венесуэла осуществляет суверенитет над островом Анакоко, который находится на нашей территории. он принадлежит нам…”.
Присутствие Венесуэлы на острове Анакоко повлекло за собой многочисленные демонстрации протеста в Гайане, в основном со стороны гайанцев африканского происхождения.
14 октября 1966 года премьер-министр Форбс Берхэм направил письмо протеста после второго инцидента, который мы задокументировали в другой статье, и во главе с лейтенантом Хосе Дель Пилар Барбеллой Рамосом в связи с оккупацией вышеупомянутого острова войсками Сил обороны Гайаны., переиздав инцидент, описанный в статье. дель Куюни от 2 января 1895 г. также упоминается в одном из наших писем. Берхэм требует немедленного вывода венесуэльских войск с острова, в то время как гайанские демонстранты осадили консульство Венесуэлы в Джорджтауне и сожгли венесуэльский флаг.
В разгар этих споров был совершен пролет самолетов Т-6 ВВС Венесуэлы над вышеупомянутым островом.
Но, возвращаясь к работе Гусмана Мирабаля in commento, помимо этой напряженности, ничего более серьезного не произошло.
Свершившийся факт
В феврале 1968 года министерство иностранных дел Венесуэлы отметило, что:
“После почти двух лет переговоров с Гайаной, в ходе которых Венесуэла приложила все усилия для изучения всех возможных путей взаимопонимания, не обнаружив ни малейшего намека на гибкость со стороны противника, наступил полный тупик”.
Следовательно,
“…Министерство иностранных дел и представители Венесуэлы в Смешанной комиссии по установлению границы абсолютно убеждены в том, что дипломатические пути для достижения согласованного решения пограничной проблемы уже исчерпаны без каких-либо положительных результатов”.
И поэтому они заявляют, что “нельзя больше откладывать момент, когда венесуэльское государство примет серьезное решение довести свою претензию до конца или позволить ей умереть”. В этом меморандуме рассматривается, что из трех основных целей, которые преследовались в Женевском соглашении, две были достигнуты: официальное признание Гайаной существования территориального спора. и собрать достаточно доказательств, оправдывающих “использование де-факто средств правовой защиты”. Третья цель, касающаяся подготовки Венесуэлы к тому, чтобы у нее было достаточно времени для “окончательного решения проблемы”, Министерство иностранных дел приходит к выводу, что это задача, которую должны решать и другие венесуэльские инстанции: “Путь переговоров уже исчерпан, меры, которые в дальнейшем должны быть приняты, выходят за рамки исключительного контроля венесуэльской стороны». Министерство иностранных дел и входят в основной состав вооруженных сил Венесуэлы”.
На этом новом этапе рассмотрения претензии действия министерства иностранных дел будут заключаться в подготовке международной обстановки и создании необходимых условий в двусторонних отношениях с Гайаной, чтобы в конечном итоге военные действия могли быть проведены в наилучших возможных условиях”. (Выделено и подчеркнуто автором статьи).
В начале 1967 года в другом меморандуме, более длинном, чем предыдущий, предлагается то же самое, когда говорится, что “все указывает на то, что если Венесуэла действительно полна решимости вернуть себе территорию Эссекибо, она обязательно должна начать подготовку к ее возвращению силой”. Операция над Гвианой Эссекиба должна была быть проведена в течение первых четырех лет действия Женевского соглашения, поскольку, согласно тому же документу, по истечении этого срока потребуется вмешательство Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций, поэтому любые действия, предпринятые де-факто, будут восприняты как провокация организации и явному нарушению Устава Организации Объединенных Наций.
Точно так же, если Венесуэла полна решимости вернуть территорию Эссекибо, “…должна без дальнейших потерь времени приступить к воплощению в жизнь сознательного и преднамеренного поведения, которое включает, с одной стороны, эффективная подготовка аннексии территории, а с другой стороны, создание максимально благоприятных условий для этого «. чтобы такая аннексия произошла с минимально возможным риском международной реакции” (Выделено автором и подчеркнуто автором).
Партия индейцев.
В документах, предоставленных и проанализированных Гусманом Мирабалем, он указывает нам, что в конце 1967 года Венесуэла разработала план, который должен был быть разработан в 1968 году. с целью занять ключевые позиции в Гаяне — Эсекиба и конечной целью которого было бы восстановление территориальной целостности. Проект будет включать в себя ряд мероприятий, таких как создание и содержание школ в этом районе, предоставление стипендий для получения степени бакалавра в Венесуэле, планы здравоохранения и другие инициативы. Точно так же этот план предусматривал создание политической партии, Партии индейцев, с целью завоевать симпатии коренных индейцев в Эль-Эссекибо, и чтобы привлечение их лидеров могло повлиять на внутреннюю политику Гайаны. В то время было подсчитано, что 90% жителей Гвианы Эссекиба составляют представители этой этнической группы (индейцы), и “…их дружба с Венесуэлой может приобрести исключительное значение при любой возможности”.
С 1967 года в Тумеремо была начата серия курсов политической подготовки для молодежи из числа коренных народов, происходящих из Гвианы Эсекиба. К тому времени Венесуэла признала, что:
“… план политического проникновения осуществляется в отношении вербовки политических лидеров Гайаны, создания и функционирования Партии индейцев и будет дополнен созданием сети специальных агентов, которые будут выполнять, среди прочего, функции информирования и сбора мнений в пользу Венесуэлы”.
Статья расходов Партии индейцев включала заработную плату 40 местным лидерам и пяти национальным лидерам, а также статью расходов на учебные курсы и политическую подготовку. Другие ассигнования были выделены на вербовку политических лидеров, включая зарплату директору и 12 специальным агентам. Точно так же план предусматривал установку телекомпании, которая позволяла бы транслировать на Гайану и особенно на Гвиану Эсекиба программы на английском и испанском языках, чтобы донести послание Венесуэлы. Его важность заключалась в том, что “…во время следующей избирательной кампании в Гайане голосование населения Гвианы Эсекибы, как и на прошлых выборах, будет иметь решающее значение для формирования нового правительства”. (Выделено и подчеркнуто автором статьи).
От партии индейцев к восстанию индейцев или Рупунуни.
Таким образом, в конфиденциальном меморандуме от 28 февраля 1968 г. он сообщает о продвижении венесуэльского проникновения в Гвиану Эсекиба: “Работа по вербовке коренных народов (индейцев) на заявленной территории, проводимая до сих пор Министерством иностранных дел (…), достигла такого уровня, что венесуэльцы не могут вернуться в Гвиану Эсекиба «. успех, о котором уже можно начинать думать о возможном восстании указанных поселенцев”. К тому времени из всех действий, запланированных министерством иностранных дел, восстание коренных народов казалось бы тогда “(…) наиболее практичным и наименее рискованным путем. вступить во владение заявленной территорией и, следовательно, имеет первостепенное значение”.
Однако вмешательство тогдашних вооруженных сил Венесуэлы считается немыслимым, поскольку “(…) необходимо было бы начать военную подготовку указанных коренных народов, снабдив их необходимыми ресурсами, деньгами и оружием, и подготовить возможные вспомогательные действия, которые привели бы к эффективному контролю над этим районом со стороны вооруженных сил Венесуэлы «. Венесуэльские женщины”.
Венесуэла снова оказывает давление
В июне 1968 года министерство иностранных дел представило тогдашнему президенту Республики Раулю Леони Меморандум о делимитации территориального моря Венесуэлы в Гвиане-Эсекибе и в устье реки Ориноко. В заключительном документе с комментариями говорится, что если “(…) Венесуэла считает территорию Гвианы Эссекиба своей, она считает своим 12-мильное территориальное море, которое ей принадлежит”.
Это потому, что в соответствии с тогдашним законодательством Венесуэлы территориальным морем была определена полоса протяженностью 12 миль, отмеренная от побережья. Со своей стороны, согласно гайанскому законодательству, море, образующее его территорию, едва достигает 3 миль в ширину. Таким образом, в обоих законах существовало несоответствие, что влияло на суверенитет Гайаны над территориальным морем, которое проецирует Гвиана Эссекиба. В связи с этим министерство иностранных дел предлагает:
“(…) провозглашение суверенитета, господства и владения Венесуэлы над девятимильной полосой протяженностью двенадцать миль территориального моря Гвианы Эссекиба само по себе было бы очень важным шагом в процессе притязаний на территорию (…):
“Это дало бы, кроме того, правовую основу для осуществления, когда Венесуэла сочтет это целесообразным, конкретных актов господства, таких как предотвращение реализации нефтяных разработок в рамках концессий, предоставленных Гайаной. в нем”. (Выделено и подчеркнуто автором статьи).
Исходя из этих соображений, 9 июля 1968 года тогдашний президент Республики Рауль Леони своим Указом 1.1152 установил маршрут территориального моря между рекой Эсекибо и Пунта-Арагуапиче, на тогдашней федеральной территории Дельта Амакуро. Реакция, вызванная изданием Указа о территориальном море, побудила министерство иностранных дел окончательно задуматься о будущем действий, которые необходимо предпринять в Гвиане Эсекиба. Новым меморандумом тогдашний министр иностранных дел уведомил президента Леони о последних событиях: “Указ о территориальном море в Гвиане Эсекиба, последнее и наиболее важное из недавних событий в отношениях с Гайаной, довел эти отношения до критической точки”. Министр заключает, что невозможно предвидеть реакцию Гайаны в ближайшем будущем, равно как и то, как эти действия могут ускорить события, в которых Венесуэла будет вынуждена принять соответствующие меры.
“Очень важно, чтобы Венесуэла была полностью готова к любым непредвиденным обстоятельствам. Было бы опасно, если бы она могла оказаться в определенный момент ошеломленной событиями или застигнутой врасплох непредвиденными событиями.
“Следует также подумать о том, что в зависимости от обстоятельств может оказаться необходимым создать, не теряя времени, инциденты на заявленной территории, чтобы оправдать возможные немедленные действия”.
Он также проинформировал президента Леони о продвижении венесуэльского проникновения на территорию Эсекибо, указав путь, по которому страна должна идти:
“До сих пор Венесуэле удавалось уловить волю коренных жителей этого района, единственных, способных контролировать территорию за пределами баз и населенных пунктов. Дело дошло до того, что можно было приступить к их вооружению и обучению и подготовить их к восстанию в то время, которое соответствует планам Венесуэлы. Эти шаги должны быть реализованы срочно и эффективно, а также скоординированным образом”.
Идея восстания индейцев дошла до высшего руководства страны.
В следующих частях мы более подробно поговорим о восстании Рупунуни и малоизвестных подробностях этого факта.
Хуан Марторано
Продолжение следует