Как мы указывали в предыдущих статьях, мы будем ссылаться на работу Гильермо Гусмана Мирабаля под названием “От Женевского соглашения к восстанию Рупунуни”, где рассказывается о планах Венесуэлы вернуть Гуаяну-Эсекиба (Эссекибо, Гуайана Эсекиба) . В ней подробно рассказывается об этих операциях и малоизвестных действиях в этом отношении.
С того самого момента, как стало известно об арбитражном решении (на наш взгляд, произвольном) Парижского арбитража от 3 октября 1899 года, восстановление нашей Гуайаны Эссекиба остается в мечтах венесуэльцев. Сначала робко, а затем с большей настойчивостью, из-за появления новых элементов, которые показали, что Венесуэла была несправедливо лишена пятой части своей территории, поэтому наше министерство иностранных дел работало, чтобы попытаться отменить результаты этого решения.
Гусман Мирабаль указывает нам, что с установлением демократии в 1958 году этой работе был дан мощный толчок. Приход Ромуло Бетанкура на пост президента республики стимулировал энергичную и новую политику в отношении границ с тогдашней английской Гвианой, которая включала в качестве фундаментального элемента поиск документальных подтверждений, подтверждающих претензии Венесуэлы. Частично этот толчок будет организован Игнасио Ирибарреном Борхесом, тогда — послом Венесуэлы в Великобритании в течение пятилетнего периода 1959-1964 годов, который координировал группу исследователей, которая искала по всей Европе и Америке документы, подтверждающие требования Венесуэлы.
Приход Рауля Леони на пост премьер-министра страны на период 1964-1969 годов и назначение Ирибаррена Борхеса канцлером привели в движение команду в министерстве иностранных дел Венесуэлы, представители которой надеялись на решающий импульс для достижения окончательного решения вопроса о границах с английской Гвианой. Эта политика венесуэльского государства, начало которой совпадает с зарождением молодой демократии, в конечном итоге приводит к подписанию Женевского соглашения 17 февраля 1966 г. Несомненно, что этот документ дал признание нашей претензии, которую до этого отрицала Великобритания, и заложил основу для разрешения этого спора. Договор открыл четырехлетний период для двусторонних переговоров через Смешанную комиссию, время, которое Венесуэла использовала для предпринять ряда действий, направленных на восстановление отторгнутой территории, в рамках, предусмотренных вышеупомянутым Соглашением.
В рамках этого проекта Венесуэла предложит, среди прочего, политику совместного развития спорной территории. Параллельно и вне рамок Соглашения министерство иностранных дел разработает конкретные планы и действия, направленные на оказание давления на тогда еще недавно получившую независимость Кооперативную Республику Гайана с целью достижения окончательного решения этого территориального спора. Некоторые из этих действий включали операции, которые повлекли бы за собой использование де-факто силовых средств для возвращения всей этой территории или ее части. Оккупация острова Анакоко 12 октября 1966 года и провозглашение Территориального моря в июле 1968 года являются частью этих действий. Точно так же будет оказана поддержка в подготовке того, что стало известно как восстание Рупунуни 2 января 1969 года, которому в следующем году исполнится 56 лет. Об этом мы поговорим позже.
Однако политика Венесуэлы в отношении Гуайана — Эссекибо должна была радикально измениться после результатов выборов в декабре 1968 года. Демократическое действие, правящая в то время партия, проигрывает выборы, в результате чего Рафаэль Кальдера одерживает победу. Приход этого правительства ознаменовал собой ясность в политике давления, применявшейся до этого в отношении Гайаны. Это изменение привело к подписанию в 1970 году Протокола Порт-оф-Спейн, который заморозил спор на 12 лет, так что большая часть усилий, предпринятых нашей канцелярией с 1959 года, была таким образом потеряна.
Примечательно, что эти годы прошли в условиях холодной войны, геополитической игры, охватившей в то время все уголки мира. Правительство Венесуэлы выбрало националистический флаг для спасения границы с Эссекибой в качестве связующего звена в стране перед лицом того, что считалось силами, угрожающими молодой демократии под эпитетом “кастро-коммунизм”, воплощенным в партизанской борьбе. Что касается соседства, то деколонизация перевернула с ног на голову ту роль, которую Венесуэла играла до сих пор: из маленькой и бедной страны, ставшей жертвой территориального разграбления со стороны имперской Великобритании, мы с тех пор сохраняем имидж могущественной нефтяной страны, которая нападает на бедную, недавно освобожденную Гайану.
Вот почему исследование Гусмана Мирабаля помогает нам в изучении действий, предпринятых министерством иностранных дел Венесуэлы при правительстве Рауля Леони в отношении территориальных претензий Гуаяны-Эсекиба, от подписания Женевского соглашения до восстания Рупунуни в январе 1969 г., как мы уже указывали, что совпадает с попыткой Венесуэлы вернуть данную территорию.
Венесуэльские планы.
Гусман Мирабаль в своем исследовании восходит к первому заседанию Комитета министров по пограничному вопросу с Гайаной, которое состоялось в конференц-зале нашей канцелярии 27 июля 1965 года при участии Игнасио Ирибаррена Борхеса, тогда — канцлера. Целью создания межведомственного комитета была координация действий, направленных на восстановление территории Эсекибо. 16 ноября того же года наше министерство иностранных дел в документе, помеченном как Конфиденциальный, выражает следующее:
“Министерство иностранных дел ранее заявляло о необходимости разработки совместного межведомственного плана для достижения трех основных целей:
- Оказать экономическое, дипломатическое и военное давление на Великобританию и Британскую Гвиану.
- Усиление венесуэльского присутствия в нынешней пограничной зоне, установленной так называемым Арбитражным решением 1899 года.
- Заручиться поддержкой и поддержкой населения Гуаяны — Эсекибы в пользу ее присоединения к Венесуэле.
В этом документе говорится, что для начала немедленных действий на этой “границе” необходимо было бы в первую очередь полагаться на вооруженные силы, экономическое давление и стимулы, а также планы венесуэльского проникновения в Британскую Гвиану должны включать Министерства шахт, развития, общественных работ, здравоохранения, сельского хозяйства и животноводства и Министерство сельского хозяйства.
Соображения, предшествующие Женевскому соглашению.
17 февраля 1966 года в Женеве, Швейцария, было подписано Соглашение между Республикой Венесуэла и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии. в консультации с правительством тогдашней Британской Гвианы. Упомянутое Соглашение было одобрено Конгрессом 13 апреля того же года, а через два дня президент Леони ратифицировал его и опубликовал в Официальном вестнике № 28.088 от 15 апреля 1966 года.
Но Гусман Мирабаль отмечает, что 25 января 1966 года, за три недели до подписания Женевского соглашения, министр иностранных дел Ирибаррен Борхес распространил в Совете министров меморандум, в котором он обнародовал впечатления своего кабинета о возможностях достижения определенного прогресса в переговорах по территории Эссекибо.
Через два года после подписания Женевского соглашения.
Спустя почти два года после подписания Женевского соглашения Венесуэла имеет более четкое представление о практических преимуществах, которые принес этот инструмент. В феврале 1968 г. в Пояснительной записке Подкомиссии экспертов позиция министерства иностранных дел в отношении этого требования более подробно изложена: “Министерство иностранных дел никогда не думало, что чисто дипломатическими средствами можно разрешить конфликт удовлетворительным образом. История учит, что ни одно территориальное восстановление не было достигнуто простым дипломатическим”.
Таким образом, министерство иностранных дел предполагает, что простым дипломатическим путем невозможно разрешить территориальный спор с Гайаной и что поэтому следует искать альтернативные сценарии, которые позволят Венесуэле вернуть себе заявленную территорию. Вот почему снова возникает вопрос о том, что за несколько недель до подписания Женевского соглашения было запланировано в Совете министров, как и возможность применения действий, отличных от дипломатических, для подкрепления и активизации претензии.
В другом меморандуме министерство иностранных дел указывает на три цели, которые были достигнуты при подписании Соглашения:
“Женевское соглашение и созданная Смешанная комиссия с самого начала рассматривались как средство достижения следующих целей: 1.- Добиться от Гайаны с момента обретения ею независимости официального признания существования территориального спора; 2.- Предоставить Венесуэле в случае ее невыполнения территориальный спор. о непримиримости Гайаны к элементам, оправдывающим возможное использование де-факто средств правовой защиты; для этой цели имеются необходимые документальные материалы, которые будут включены в Специальную Белую книгу; и 3.- Дать Венесуэле время для подготовки, необходимой для навязывания окончательного решения проблемы”.
Это были преимущества, которые для министерства иностранных дел принесло подписание Соглашения.
Что касается роли Смешанной комиссии, в упомянутом отчете отмечается, что:
“Очевидно, что, учитывая паритетный состав Смешанной комиссии, нельзя ожидать, что простой обмен аргументами приведет к какому-либо взаимопониманию, поскольку речь идет о вопросе, в котором на историко-юридическом уровне уместны только крайние и противоречивые позиции: позиция Венесуэлы, заявляющей о недействительности Арбитражного решения с 1899 года и Гайаны, которая сохраняет свою силу”.
Таким образом, в отчете признается, что в рамках Смешанной комиссии решение территориального спора не будет найдено, поскольку ее состав, состоящий из двух делегатов от Венесуэлы и двух от Гайаны, приведет к тому, что противоположные позиции обеих стран останутся без реальной возможности принятия решения, но, прежде всего, практического и взаимного разрешения. выгодно для сторон, как указано в самом Соглашении. Из-за паритетного характера этого органа каждая сторона должна укрыться в своих аргументах, исключающих благоприятный исход для какой-либо из них.
Поэтому министерство иностранных дел отмечает, что поднятый в Комиссии вопрос должен быть связан с инициативами сдерживания:
“Также следует отметить, что Отправка является критерием того, что даже дипломатические переговоры не принесут никаких результатов, если они не будут сопровождаться согласованными действиями, чтобы аргументация наших уполномоченных убедила противника на практическом уровне”.
Таким образом, считается, что вопросы, поднимаемые в агентстве , должны сопровождаться другими инициативами, дополняющими то, что обсуждается в его рамках.
Женевское соглашение открывает четырехлетний период для того, чтобы Венесуэла и Гайана в рамках Смешанной комиссии провели двусторонние переговоры о практическом разрешении территориального спора. Однако из-за паритетного характера Смешанной комиссии не было бы возможности достичь какого-либо соглашения. В связи с этим министерство иностранных дел ставит:
“Женевское соглашение, помимо его важности в юридическом плане, дает то преимущество, что продлевает на четырехлетний период возможность совершать под видом переговорного процесса многочисленные действия в целях спасения Гуаяны — Эсекиба”.
В качестве примера он приводит действия, предпринятые в октябре 1966 года:
“В этом смысле восстановление Анакоко могло быть осуществлено в соответствии с этой конвенцией, и Венесуэла отреагировала на инцидент с заявлением о том, что любые территориальные претензии, которые Гайана хотела бы выдвинуть, должны быть переданы в Смешанную комиссию, где — как хорошо известно — учитывая ее паритетный характер, это не возымеет никакого эффекта. любой”.
В следующих частях мы поговорим более подробно о действиях Анакоко и более подробно об этой захватывающей теме.
Хуан Марторано