После того, как соображения по осуществлению операции были сформулированы, во втором меморандуме тогдашнему президенту Леоне сообщается, что:
“При нынешнем положении дел кажется невозможным принять окончательное решение. Поскольку действия не могли быть предприняты до завершения избирательного процесса в Венесуэле, можно предположить, что окончательное решение должно быть принято с согласия избранного президента”.
Однако в то время необходимо было принять решения, поскольку “[…] если к второй неделе декабря не будет предпринято никаких подготовительных мероприятий, к этой дате, вероятно, на практике будет невозможно, даже если будет принято положительное решение, продолжить инициативу.” Возможны два решения. Первое “[…] состоит в том, чтобы ускорить подготовку до провозглашения избранного президента без окончательного ущерба для Венесуэлы или создания необратимых ситуаций [sic]”. Второе, “[…] с ведома избранного президента и с учетом дополнительных элементов судебного разбирательства, полученных на этом первом этапе, будет принято решение о том, доводить ли [sic] дело до его окончательных последствий”.
Разработка планов должна была осуществляться в строжайшей тайне. Было предложено создать постоянную комиссию из представителей министерств внутренних дел, иностранных дел, обороны и строго необходимых советников с двумя еженедельными заседаниями, что сделало бы возможным планирование, выполнение и надзор за деятельностью в постоянном контакте с президентом Леони.
Выполнение плана.
Все указывает на то, что решение президента Леони заключалось в том, чтобы продолжить подготовку к действиям в отношении поддержки отделения Гвианы Эсекибы.
В последующие дни был подготовлен документ “План восстания населения Гвианы Эсекибы”, в котором были намечены общие направления действий по восстанию жителей региона. План предусматривал, что восстание может быть осуществлено в течение четырех-шести недель с момента приказа, и в нем будут задействованы два региона Гвианы-Эссекибы: южная часть, с одной стороны; а с другой — Северо-западный и Западный регионы.
Южный регион включал регион Рупунуни, население которого составляло меньшинство владельцев ранчо и фермеров, а также коренное население. В этом районе владельцы ранчо и фермеры уже разработали проект, который включал захват полицейских участков, дорог, взлетно-посадочных полос и самолетов, а также нейтрализацию определенных критических точек.
Северо-западные и западные регионы включали области Померон, Морука, Северо-Запад, и Мазаруни-Камаранг, в основном с индейским населением. Лидеры и активисты Партии индейцев были полны решимости участвовать в восстании и лидерам было поручено подготовить группы, которые будут отвечать за те же самые критические точки, в дополнение к контролю над сухопутными и водными путями доступа, а также нейтрализовать гайанские вооруженные группы в этом районе.
Цель плана состоит в том, чтобы в день восстания было провозглашено, что “[…] Эсекибо решили отделиться от Гайаны, чтобы стать независимыми нациями под защитой Венесуэлы”. Эти две нации, обосновавшиеся на территории Эссекибо, независимые от Гайаны и находящиеся под покровительством Венесуэлы, должны были состоять из […] штата на севере, который включал бы северо-западные районы и Мазаруни Камаранг, назывался бы Америнида [и] его столица находилась бы в Камаранге […], другой штат на севере, который включал бы в себя юг, образованный районом Рупунуни, […] будет называться Рупунуни, а его столицей будет Летен.”
Изменение планов.
Президентские выборы в Венесуэле по избранию преемника тогдашнего президента Рауля Леони на завершающий пятилетний период 1969-1974 годов были проведены, как мы указывали, 1 декабря 1968 года. Годом ранее правящая в то время партия «Демократическое действие» раскололась из-за внутреннего недовольства, вызванного избранием кандидата в президенты. Это позволило Рафаэлю Кальдере, кандидату от оппозиционной партии COPEI, победить с небольшим перевесом в 0,89% и разницей в 20 000 голосов. Этот факт, почти неожиданный для тогдашнего правительства, радикально изменит политику министерства иностранных дел в отношении территориальных претензий Гвианы Эсекибы.
20 декабря, как и планировалось в планах министерства иностранных дел, тогдашний министр иностранных дел информирует избранного президента доктора Рафаэля Кальдеру о “фактах и обстоятельствах, связанных с восстанием в северном регионе Рупунуни […]”.
Министр иностранных дел Ирибаррен Борхес отмечает следующее:
“Я подробно проинформировал доктора Кальдеру о контактах, имевших место с представителями этой группы помещиков и с жителями региона, которые приехали в Каракас […] просить помощи у правительства Венесуэлы в реализации их целей. Кроме того, сообщил избранному президенту о нескольких меморандумах, содержащих протоколы переговоров, соображения о положении Гвианы Эсекибы, распределении населения и возможностях восстания в связи с нашими усилиями. Избранный президент внимательно выслушал мое выступление и сказал мне, что после прочтения меморандумов он сообщит мне свое мнение. В конце декабря доктор Кальдера сообщил мне по телефону, что собирается отдохнуть на близлежащем пляже, но что перед отъездом из Каракаса он хотел сообщить мне о своей озабоченности по поводу фактов, которые он довел до его сведения, а также сопутствующих обстоятельств. Он попросил меня держать его в курсе событий.
В пятницу, 27 декабря, по поручению президента Леони министр иностранных дел Ирибаррен Борхес вызывает на встречу тогдашнего посла Соединенных Штатов в Каракасе Мориса М. Бернбаума. Посол ранее встречался с секретарем администрации президента, чтобы обсудить тот же вопрос. Бернбаум сообщил министру иностранных дел, что:
“[…] в Вашингтоне имели информацию о том, что Венесуэла оказывает помощь восстанию индейцев на территории Гвианы Эсекибы. Что, согласно этим сообщениям, это восстание могло совпасть с беспорядками, спровоцированными г-ном Джаганом, лидером оппозиции правительству. Но что восстание все равно состоится, даже если Джаган не будет проводить никаких беспорядков”.
Посол также заявил о последствиях, к которым приведет поддержка Венесуэлой таких действий:
“Что правительство Соединенных Штатов также было крайне обеспокоено тем, что в случае, если в Гвиане-Эссекибе произойдут насильственные события и правительство Гайаны передаст этот вопрос в Организацию Объединенных Наций, Соединенные Штаты окажутся в ситуации голосования вместе с Советским Союзом против дружественной страны.”
Тогдашнее правительство Венесуэлы ответило через своего министра иностранных дел: “Я заявил послу Соединенных Штатов, что сообщения, полученные Вашингтоном, абсолютно не соответствуют действительности, поскольку правительство Венесуэлы не имело никакого вмешательства и не поощряло никаких военных действий в Гвиане Эссекиба”.
Несмотря на предупреждение правительства Соединенных Штатов, министерство иностранных дел Венесуэлы уже занимало твердую позицию в отношении восстания:
“28 декабря 1968 года доктор Луис Эррера Маркано, директор отдела международной политики в Санта-Терезе, потребовал от руководителей восстания отложить его начало, которое у них было назначено как раз на 2 января. А 31 декабря тот же доктор Эррера Маркано по поручению министра иностранных дел, который, в свою очередь, получил их от президента Республики, со всей ясностью сообщил в Санта-Терезе г-же Валери Харт, представителю участников восстания, что Венесуэла не может предоставить им помощь в их целях.”
Однако 2 января 1969 года восстание началось в зонах влияния Ассоциации владельцев ранчо Рупунуни, как они и планировали, несмотря на полное знание новой позиции Венесуэлы, заключающейся в отказе оказывать им какую-либо поддержку.
Выводы.
Как мы отмечали в начале этих публикаций, мы надеемся этим ответить на вопросы нашего народа о том, почему эль-Эссекибо не удалось вернуть военным путем и у кого была реальная воля вернуть эту спорную территорию, на которую Венесуэла претендует 200 лет.
Несомненно, как выразился Гусман Мирабаль в комментируемой работе и в проанализированных документах бывшего министра иностранных дел Ирибаррена Борхеса и других, что Женевское соглашение открыло для Венесуэлы 4-летнее окно с 1966 по 1970 год для двусторонних переговоров по решению территориального спора из-за Гвианы Эссекиба. Наше министерство иностранных дел предвидело последствия паритетного состава Смешанной комиссии и искало способы использовать это в своих интересах. Стратегия Гайаны заключалась в том, чтобы занять непримиримую позицию и тактику проволочек как хорошей страны англосаксонского происхождения и постепенно оккупировать все больше и больше территорий., и поэтому Венесуэла станет искать альтернативы, отличные от дипломатических, для восстановления этой территории, и, следовательно, предпримет ряд действий, выходящих за рамки дипломатии. что предусмотрено Соглашением.
Поддержка восстания индейцев и владельцев ранчо станет ключом к пониманию того, как далеко Венесуэла готова зайти, чтобы вернуть отнятую территорию. Хорошо отлаженный план действий, который потерпел крушение в результате политических изменений в Венесуэле, произошедших в конце 1968 года.
Важно не только то, что мы апеллируем к названиям и историческому предмету, что мы, несомненно, здесь и сделали. Венесуэльское государство должно предпринять дальнейшие действия для восстановления этой территории, и это выходит далеко за рамки уступки нашим братьям-эсекибанцам и эсекибанкам, указав им, что они такие же венесуэльцы и венесуэльки, как и те, кто родился в Каракасе, Маракайбо или Пуэрто-Ордасе. Необходимо развивать идентичность, узнавать людей, их героев, традиции и обычаи, как в Гайане, если они делают это, чтобы заставить эсекибанцев и эсекибанок поверить в то, что они гайанцы.
Этнический и расовый состав не только Гайаны, но и самой территории Гвианы Эссекиба имеет решающее значение, поскольку, за исключением большинства афрогайанцев и афро-эсекибанцев (жителей африканского происхождения), которые идентифицируют себя с Гайаной, или выходцев из Индии, другие этнические группы с большей вероятностью присоединятся к Венесуэле. Эта работа ведется правительством нового штата Гвиана Эсекиба, что в свое время мы прокомментируем.
Хуан Марторано