Отец Сергий отправился по ту сторону экватора, на другой конец света из села Владимирской области. Он никак не может привыкнуть к местной необязательности, но убежден, что это повод работать над собой, а не упрекать других. О молитве в грозу, внезапном переезде, разном Буэнос-Айресе, истории Московской Патриархии в Аргентине, значении встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским для православия в Латинской Америке, «кафедральном ремонте» и «Ночи храмов» беседуем с протоиереем Сергием Юриным, настоятелем Благовещенского кафедрального собора Буэнос-Айреса и по совместительству секретарем Аргентинской и Южноамериканской епархии.
– Отец Сергий, как Вы пришли к вере?
– Сложно сегодня сказать, как это произошло… Помню, моя двоюродная сестра на каникулы приезжала к нам из Москвы в поселок Красная Горбатка. Как-то во время грозы и грома мы с ней стояли у нашей бабушки на веранде у окошка. Как сейчас помню: сверкает молния, гром гремит, а мы крестимся с молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй нас». Кто нас научил? Где мы это услышали? Не знаю. Но это первое, что я помню.
У моих бабушек дома были иконы, перед ними они молились, в том числе перед едой. Самое первое и яркое впечатление, наверное, было, когда прабабушка умерла. Мне было 12 лет. Помню, что священника не приглашали. 1987 год. Приходили бабушки, молились. Была главная – «читалка», как ее называли. Под ее руководством вычитывали необходимые молитвы во время так называемого отпевания. И атмосфера была соответствующая: гроб с телом бабушки, молитвы, свечи, лампадка, иконы… У меня присутствовало тогда какое-то мистическое чувство, которое и оставило свой отпечаток.
Конечно, несколько раз ходил в храм с бабушкой на службы. Когда стал постарше, в селе недалеко от нашего поселка начали реставрировать храм. Пару раз приезжал помогать. И все это – приход к вере, воцерковление – постепенно происходило в моей жизни. Начал выписывать себе молитвы из молитвослова, читать их, молился, конечно же, и перед экзаменами. Начал по-настоящему воцерковляться, когда крестили старшую дочь, Катю. Тогда же, кстати, крестилась и моя супруга Анюта, а нынче матушка. Через год примерно, а может, и раньше, повезли дочку в храм на Причастие. И после этого я стал стараться ходить в храм каждое воскресенье. Там же исповедовался первый раз. Позже батюшка позвал меня на клирос. Я не певец, прямо скажем, но читать шестопсалмие и кафизмы помогал. Вот так все и происходило.
– А как получилось, что в итоге Вы стали священником?
– Настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Тучково, куда я ходил, отец Игорь, как-то обратился ко мне с предложением: «Сергей, не хочешь ли ты стать священником?» В прошлом у меня где-то на задворках души такое желание уже появлялось. Когда я читал рассказы о подвижниках благочестия, о святых священниках и их житии, появлялись проблески желания самому принять сан. И когда мне батюшка предложил, я согласился. С того момента началось мое движение в сторону хиротонии. Настоятель позвал меня помогать в алтарь, через год примерно меня рукоположили в диаконы, а еще через полгода – в священники.
Храм и в прошлом был, и сейчас остается подворьем Троице-Сергиевой лавры. Рукополагал меня епископ Феогност (Гузиков), сейчас митрополит. Мои диаконская и священническая хиротонии проходили в Троице-Сергиевой лавре. Там же я провел оба своих сорокоуста. Так Господь сподобил меня длительное время послужить в лавре преподобного Сергия!
– И, видимо, в лавре и стоит искать ответ на вопрос, как же Вы оказались в Аргентине?
– Ничего не бывает случайного… Но случайно я оказался проездом в Буэнос-Айресе с моим другом Владимиром. А Владимир был знаком с митрополитом Платоном (Удовенко), когда он как раз управлял Аргентинской епархией. И по его приглашению мы приехали к нему в гости, я сподобился послужить в Благовещенском кафедральном соборе… и спустя какое-то время услышал, что владыка ищет священников в епархию. Я написал владыке. Он ответил: готовь документы, будем рассматривать твою кандидатуру. Я взял благословение на переход в Аргентинскую епархию у владыки Феогноста (моего правящего архиерея), владыка меня благословил. Два года я оформлялся.
– Как долго!
– Да, долго. А в марте было 11 лет, как я живу в Аргентине.
– Еще дольше! Тогда я просто не могу не спросить о Ваших первых впечатлениях от страны.
– Когда я первый раз попал в Буэнос-Айрес, была одна картинка. Мы были в центре Буэнос-Айреса, в культурном центре столице, скажем так, где находится наш кафедральный собор. А когда меня назначили священником в храм Всех святых, в земле Российской просиявших, в Ланусе (пригород Буэнос-Айреса)… Это совсем разные миры – атмосфера пригорода и центра города. Было совсем не то, что я видел раньше и что ожидал увидеть. Был шок. Разница колоссальная. Но потом привыкли. Дети даже ходили в местную школу какое-то время. А когда владыка Леонид (Горбачев), в тот период наш новый правящий архиерей, предложил мне перейти в кафедральный собор, мы с матушкой посовещались и решили остаться там, где уже жили и служили. Когда привыкаешь, все становится родным.
Сначала было тяжело. Но все меняется. Традиции в России, если сравнивать с Аргентиной, да и вообще с жизнью за рубежом, совершенно другие. Иное окружение, люди. Не то, к чему мы привыкли в России, что нам дорого и любимо. Когда слышишь рассказы о какой-то стране – это одно. А когда приезжаешь сам в эту страну и погружаешься в атмосферу, все видишь совсем иначе. Но со временем все сгладилось. Человек ко всему привыкает.
– Расскажите о жизни в Аргентине. Люди, атмосфера, плюсы и минусы. Дайте расширенную картину того, как выглядит страна глазами русского человека.
– Общая картина такова: народ здесь добрый и отзывчивый. Первое время у меня даже было свое собственное сравнение для Аргентины. Это как Советский Союз семидесятых – начала восьмидесятых годов. Сама атмосфера, отношения между людьми очень похожи на это.
Но есть и минусы. Например, известная латиноамериканская маньяна (mañana), когда необязательность в порядке вещей. Договоришься с кем-то о встрече – человек или опоздает, или вообще не придет. Приходится звонить, спрашивать, а он говорит, что не смог прийти, но даже не удосужился предупредить! Можно сказать, что аргентинцы – большие дети. Простые, с открытой душой, могут по-детски обижаться и так же по-детски запросто прийти на помощь без лицемерия и выгоды для себя.
– Сколько сегодня приходов епархии действует в Аргентине?
– Наши приходы на сегодня находятся в 11 странах Южной и Центральной Америки. В Аргентине – 12 общин и приходов: в Буэнос-Айресе – 4, и 8 – в провинции Мисьонес, на севере страны. Кроме нас действуют приходы Антиохийского, Константинопольского, Сербского Патриархатов и наши близкие – Русской Православной Церкви Заграницей.
– Теперь к приходу. Расскажите об истории его основания. Как родилась идея построить здесь храм и кто были инициаторы этого доброго дела?
– С 2019 года я назначен настоятелем Благовещенского собора. Приход связан непосредственно с образованием епархии. До Великой Отечественной войны наши соотечественники посещали старый дореволюционный Свято-Троицкий собор. В результате определенных обстоятельств часть прихожан перестали туда ходить. А молиться стали в храме великомученика Георгия Антиохийского Патриархата. Затем они обратились к митрополиту Алеутскому и Северо-Американскому Вениамину (Федченкову) с просьбой, чтобы он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Сергием об образовании в Аргентине епархии Московского Патриархата. В результате епископом Аргентинским был назначен близкий друг и помощник митрополита Вениамина епископ Феодор (Текучев). В 1943 году образовалось сначала Аргентинское викариатство, а в 1946 году оно было преобразовано в самостоятельную епархию в составе Алеутского и Североамериканского экзархата. Епископ Феодор прибыл в Буэнос-Айрес в 1947 году на Благовещение. В связи с этим было принято решение назвать первый храм епархии в честь этого праздника.
Когда владыка прибыл, организовали собрание, в котором участвовало порядка 400 человек. Среди активных деятелей были такие, как П. П. Шостаковский, Евфимий Мамин, в будущем священник и первый настоятель храма, Владимир Римский-Корсаков, племянник известного композитора, ставший также священником, и многие другие. Они же и подавали прошение об открытии прихода. В результате собрания образовались две группы: одна занималась поиском места для храма, а другая – сбором средств на его постройку. На улице Бульнес был найден домик, который выкупили, сделали небольшую перестройку, организовали комнату для проживания священника и 10 июля 1947 года храм освятили.
Были трудности с юридической легализацией. В 1952 году власти храм закрыли. Наши прихожане молились либо по домам, либо в антиохийском храме. Но стараниями настоятеля отца Евфимия Мамина и членов приходского совета запрет был снят. В 1953 году приход и епархия получили юридическую регистрацию в правительстве Аргентины.
– На сегодняшний день община большая? Состоит из русских или же есть представители других национальностей?
– Есть у нас и русские, и украинцы, и белорусы, и аргентинцы. По воскресеньям у нас на службе около 20–25 человек. По большим праздникам немного больше.
– Можно ли сказать, что в последнее время община пополнилась за счет прихожан-соотечественников, перебравшихся в страну из России и других территорий «русского мира»?
– Я не почувствовал этого. Много людей приезжает из России, особенно в последнее время. Идешь по городу – отовсюду звучит русская речь. Иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься в России. Но, к сожалению, из вновь прибывших соотечественников на церковные службы приходят далеко не многие. Из новых прихожан всего 3–4 семьи, которые постоянно ходят в храм. Также среди регулярно посещающих богослужения прихожане из нашего посольства и посольства Республики Беларусь, учителя из школы при российском посольстве. Сотрудники приезжают и уезжают. Если они уже воцерковленные – продолжают и здесь ходить в храм. От этого тоже зависит общее количество прихожан. А потом происходит смена сотрудников. И на их место могут приехать те, кто в храм не ходил. Соответственно, на службах мы их не увидим.
– Поскольку к вам ходят и аргентинцы, спрошу о каком-нибудь случае обращения в православие кого-то из местных.
– Было несколько обращений в православие за последние пять лет. В прошлом году два человека присоединились к нашей Церкви – взрослый мужчина и молодая девушка, оба католики. Принимали их в один день. Сначала они узнали о существовании православного храма, стали ходить на службы, задавали вопросы, участвовали в праздничных трапезах. В какой-то момент они спросили: а можно ли принять православие?
Особый интерес у местных вызвала встреча Патриарха Кирилла и Папы Римского в Гаване. После этого латиноамериканцы заинтересовались православием. От настоятелей наших приходов мы получали информацию, что приходят местные жители из числа католиков и не только, задают вопросы, интересуются. Вот такой был момент.
– Поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужения? Есть ли какие-то особенности в совершении служб, возможно, сложились местные традиции и есть особо почитаемые праздники?
– Расскажу общую картину по епархии. В основном на неделе все наши прихожане работают. На службы могут приходить по воскресеньям. Даже в субботу у многих нет возможности помолиться на всенощном бдении. Тем не менее служим и на неделе, по большим праздникам и в дни особо чтимых святых.
В Аргентине богослужения проходят и на славянском, и на испанском языках. А вот, например, в Эквадоре служат на трех языках: славянском, испанском и арабском. В приходах Бразилии – на португальском и славянском. В данный момент в Буэнос-Айресе мы служим на славянском языке, а Апостол и Евангелие дублируем еще и на испанском. Почему не произносим ектении на испанском? По разным причинам. Тем, кто приходит из числа местных, интересно слышать богослужение на древнем языке Русской Православной Церкви, поэтому мы в основном и служим на церковнославянском. Иногда проповедь бывает с «живым» переводом при содействии прихожан, знающих испанский язык.
– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане?
– Как я уже сказал, жизнь в России и в Аргентине радикально отличается. Так же и жизнь приходская. Здесь даже помощь людей, которые горят и готовы помогать, сводится к воскресным дням и праздникам, потому что на неделе все работают. В Буэнос-Айресе, например, чаще всего прихожане проживают в квартирах, которые арендуют сами; они работают, чтобы оплатить это жилье и чтобы хватало на жизнь в целом. Оттого работа здесь – это первоочередная задача. Но есть актив прихожан, которые помогают в организации мероприятий и праздников и в решении других необходимых вопросов.
– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать?
– Когда в России в епархиях Русской Православной Церкви проводятся региональные этапы Международных Рождественских образовательных чтений, на территории Аргентинской епархии проходит Южноамериканский этап. В рамках Чтений организуются секции с рассказами о православии, иконах, церковных традициях. Проводим совместные мероприятия с Домом России в Буэнос-Айресе, а также в школе при Посольстве России в Аргентине организуем встречи с учителями и учащимися.
Регулярно из года в год проводятся фестивали и мероприятия, посвященные тому или иному событию или празднику: «Пасха Светлая», «День семьи, любви и верности», приуроченный к православному дню памяти святых Петра и Февронии Муромских, «День православной книги» и ряд других.
После пандемии в нашем приходе сложилась такая традиция, которую предложил наш правящий архиерей, епископ Леонид (Солдатов), когда на праздник Богоявления мы развозим крещенскую воду, а после Пасхи – освященные куличи и яйца тем прихожанам, которые по болезни или по старости, немощи не могут сами прийти на службу.
И, конечно же, обычные чаепитие и трапеза – практически всегда после богослужения, где продолжается общение с прихожанами, которые могут получить ответы на интересующие их вопросы. Бывает, что не все остаются. Для большинства воскресный день – единственный свободный день на неделе. Люди вырываются из семьи, чтобы поучаствовать в богослужении, и потом возвращаются, чтобы побыть с семьей. Это актуально для семей, где, например, муж аргентинец, а жена русская. Или кто-то из супругов верующий, а другой нет.
– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода последних лет.
– Одно из последних ярких событий – епархиальный съезд клириков, которые прибыли в январе 2020 года в Буэнос-Айрес со всех стран Латинской Америки, где действуют наши приходы. Встреча состоялась по благословению митрополита Игнатия (Пологрудова), который на тот период был управляющим епархией. Собрание проходило на базе Благовещенского прихода. Здесь в епархии священники обычно служат на очень далеком расстоянии друг от друга – в других городах и странах. Когда есть возможность встретиться и вместе послужить – это всегда радость, радость от братского общения. В последний раз подобная встреча состоялась в 2015 году, организованная по благословению тогда епископа, а ныне митрополита Леонида (Горбачева). А съезд клириков в 2020 году был тесно связан с переездом из Благовещенского собора, который готовился к началу ремонта, в другое здание, где оборудован домовый храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Была жара, середина и конец декабря. Влажность высокая. Любые физические нагрузки сказываются очень сильно, обливаешься потом, пыхтишь как паровоз. И одновременно готовишься к епархиальному съезду, который должен состояться уже через несколько дней.
Яркими событиями также можно назвать престольные праздники, когда приезжают архиереи братских Церквей вместе с клириками и паствой. Мы ждем таких событий, они всегда радуют, воодушевляют. Конечно же, Пасха и Рождество – всегда много прихожан, в том числе тех, кого давно не видели.
– Поддерживаете на уровне прихода связи с Россией?
– После пандемии общение приняло новую окраску. В большинстве случаев такое общение перешло в онлайн-режим. Приходам, которые находятся далеко от Родины, это дало настоящее подспорье к дальнейшей деятельности. Молодежный отдел (вернее, молодежная группа) при поддержке Синодального молодежного отдела в Москве устраивает онлайн-конференции между приходами России.
Во время Южноамериканского этапа Рождественских чтений, если появляется возможность, то некоторые мероприятия мы проводим совместно с приходами из России. Так, например, в одном из недавних региональных этапов мы провели совместное мероприятие с Санкт-Петербургской митрополией. Была организована онлайн-экскурсия по Александро-Невской лавре. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений уже не один год подряд в режиме онлайн обращается с приветственным словом к участникам на торжественном открытии Чтений в епархии.
Наши клирики иногда устраивают какие-то мероприятия, приезжая в Россию. Так, например, была организована выставка в Бразилии, посвященная пятилетию визита Святейшего Патриарха Кирилла в Бразилию. После этого в Ставропольской митрополии состоялась аналогичная выставка с участием игумена Иннокентия (Денщикова), на тот момент настоятеля храма в Рио-де-Жанейро, который выступил с лекциями о жизни приходов в Латинской Америке.
– Получается (и нужно ли) взаимодействовать с представителями инославных конфессий и других религий?
– Когда проходит архиерейский визит по епархии, владыки, как правило, обязательно встречаются с кардиналами, папскими нунциями, архиепископами той или иной страны или города. Они, в свою очередь, оказывают поддержку нашим приходам. В епархии не у всех приходов есть свои храмы. И руководители Католической церкви предоставляют свои храмы в аренду для богослужения нашим общинам. Здесь, в Аргентине, мы тоже общаемся с кардиналом, папским нунцием, священниками. Некоторые католические священники иногда заходят к нам в храм послушать богослужение на церковнославянском языке. Еще в бытность управления епархией митрополитом Платоном (Удовенко), нынешний Папа Франциск, а тогда кардинал Бергольо, любил посещать богослужения в Благовещенском кафедральном соборе.
В Аргентине на уровне МИДа организуются межрелигиозные мероприятия. В прошлом году, например, был День религиозной свободы. Туда были приглашены представители разных конфессий. Сначала идет официальная часть, а после – фуршет, во время которого мы общаемся с представителями разных религий. И мы открыты для такого общения. Люди, видя нашу открытость, часто интересуются православием, задают вопросы.
Иногда нас приглашают на мероприятия в главный кафедральный собор Буэнос-Айреса. Есть возможность увидеть традиционные богослужения Католической церкви. Это всегда интересно.
– Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствия деятельности общины?
– Можно сказать, что в последние годы государство к нам расположено положительно. Тот же День религиозной свободы, куда нас приглашают, тому пример. На уровне городских властей ежегодно проходит акция «Ночь храмов», когда вечером в определенное время представители католических и православных храмов, иудейских синагог в каком-то районе столицы договариваются, что храмы будут в это время открыты. Люди получают возможность посетить все эти храмы. На месте их встречают, рассказывают о храме, вероисповедании, традициях. Мы во время такой акции знакомили людей с нашим церковным пением, рассказывали об иконах, вообще о православии. К сожалению, из-за ремонта собора мы временно не участвуем в этом. Когда ремонт закончится, надеемся, снова будем «в строю».
В части ремонта государственные власти нам помогают получить разрешение на продолжение ремонтных работ, в оформлении необходимой документации. Правда, латиноамериканский менталитет такой, что все немного растягивается во времени и назначенные сроки часто отодвигаются вперед.
– Хватает терпения?
– Приходится смиряться! Иногда, честно сказать, нервов не хватает. Но ты понимаешь, что людей не переделаешь и работать надо над собой, а не других исправлять.
– Что считаете вызовом времени для православного человека?
– В этом вопросе Аргентина стоит на одном из первых мест… В 2021 году у нас были Рождественские чтения по теме «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Много докладов было именно на эту тему. Мы знаем, что Аргентина – один из главных мировых центров однополых браков, представители ЛГБТ-сообществ приезжают сюда из разных стран, потому что здесь к ним относятся лояльно и они защищены законом. Иногда, когда идешь с детьми по городу, ловишь себя на мысли: не дай Бог встретить какую-то «влюбленную парочку», держащуюся за руки или мило обнимающуюся.
Здесь легализованы аборты. Несмотря на веселость, открытость и детскость аргентинцев, весь этот кошмар и пропаганда здесь ярко выражены. Все это очень опасно с точки зрения нравственности – человек может к этому привыкнуть и внутренне перестать сопротивляться, что может привести к заражению этой греховной болезнью если не тебя самого, так твоих детей. Все чаще вспоминаешь праведного Лота, жившего в Содоме. Главное – держать внутреннюю собранность и не расслабляться, понимая, что это грех, поэтому так важно быть с Богом, участвовать в церковных Таинствах, молиться.
– Главный урок за годы священнического служения?
– На данный момент у меня сложилось мнение, что в наше время очень мало любви. И нужно стараться поменьше проявлять злобу и ненависть, больше думать о проблемах и боли других людей, не зацикливаться на себе. Быть открытым, проявлять сочувствие, стараться как можно меньше своим «я» давить на окружающих людей. Больше терпения и любви к другим.
– Если паломник (или путешественник) из России окажется в Аргентине, какие места Вы обязательно посоветуете ему посетить?
– Если говорить о Буэнос-Айресе и о церковных местах – это главные католические соборы и храмы в городе. У нас в России этого мало, а посмотреть на иную архитектуру, убранство всегда интересно. Паломникам советую посетить наши православные храмы (не важно, храм ли это Московского, Сербского или Антиохийского Патриархата), обязательно исповедоваться и причаститься. Одно дело, когда ты посетил какие-то туристические места в стране, а другое дело – когда закрепился духовно, оставил духовный след здесь. Думаю, это очень важно.
– В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают Вас в трудные минуты жизни?
– Всегда, общаясь с прихожанами, стараясь утешить других, я утешаю и себя словами Христа: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20). Эти слова – и поддержка, и утешение, и надежда.
Беседовал Владимир Басенков