Buena Vista Social Club возрождается в нью-йоркском театре

Buena Vista Social Club возрождается в нью-йоркском театре

Buena Vista Social Club, феномен мировой музыки, вернувший в моду традиционную кубинскую музыку, был возрожден, на этот раз в театре в нью-йоркском районе Виллидж, который когда-то был церковью, а теперь перестал быть местом богослужения.

В докоммунистическую эпоху на Кубе это был музыкальный клуб, затем – хитовый звукозаписывающий лейбл, выпустивший уже около двадцати альбомов кубинской музыки, и казалось, что никому не придет в голову превратить Buena Vista в спектакль. Пока бродвейская труппа Atlantic Theater не поручила американцу кубинского происхождения Марко Рамиресу написать либретто, в котором бы свободно излагалась почти невероятная история группы пожилых и нищих музыкантов на Кубе рубежа веков, спасенных от забвения, чтобы записать альбом, превзошедший все ожидания.

В результате получился мюзикл в бродвейском стиле, с очень простым сюжетом на фоне музыкальных номеров, почти дословно повторяющих альбом, спродюсированный Рай Кудером, который принес славу Компаю Сегундо, Ибраиму Ферреру и Омаре Портуондо, среди самых известных имен.
Двенадцать музыкантов, которые постоянно находятся на сцене — струнные, духовые, ударные и фортепиано — пожалуй, лучшая часть шоу, которая вызвала бурные аплодисменты.

История, представленная на сцене, разворачивается в двух постоянно пересекающихся плоскостях: 1956 год, время коммунистической революции, и 1996 год, когда продюсер, желающий воссоединить звезд, когда-то блиставших в составе Buena Vista Social Club, появляется на острове в особенно трудное время, связанное с распадом Советского Союза. Она не воспроизводит, как это сделал фильм Вима Вендерса, поиски всех этих музыкантов, неустроенность их быта и волшебство, которое означали для них запись альбома и последующая слава, приведшая их на сцены США и Европы. Она лишь вскользь упоминает, что в то время “полстраны голодало”.

В центре пьесы Омара Портуондо — настоящая Омара Портуондо жива до сих пор, в возрасте 93 лет, — и вымышленная сестра Хаиде, с которой разгорается семейный конфликт, замешанный на политике. На докоммунистической Кубе сестры Портуондо — две певицы, выступающие в “Тропикане” и пользующиеся большим успехом у туристов, и если Хаиде мечтает записать альбом на американском лейбле, то Омару больше привлекают захудалые клубы, где звучит самая “аутентичная” кубинская музыка.

Именно в одном из таких клубов, Buena Vista, она знакомится с Компаем Сегундо и Ибраимом Феррером, в которых влюбляется, но однажды приходит революция, вызвавшая раскол среди кубинцев. И если Хаиде бежит с родителями с острова, то Омара остается на Кубе, но не из-за любви к революции, а из-за привязанности “к прекрасной музыке, которая все еще нужна миру”.

Но революция, о которой больше ничего не говорится, приводит к закрытию музыкальных клубов, и Омара, Ибраим и Компай остаются без работы, выживая до глубокой старости, пока спустя 40 лет кто-то не вспоминает о них и не предлагает записать альбом.

Неважно: конечно, сюжет пьесы и ее верность или не верность истории с большой буквы — это не важно, зрители пришли насладиться живой музыкой, строго соблюдающей в музыкальной части дух и тексты самой пластинки, даже в аранжировках.

Спектакль идет в этой неоготической церкви в Виллидже до 7 января и пользуется огромным успехом — проданы почти все билеты.