На этой неделе Центр международных исследований Чилийского университета представил четвертое издание доклада “Политические риски Латинской Америки 2024”, в котором рассматриваются 10 основных рисков, с которыми столкнется регион.
2024 год станет напряженным годом для Латинской Америки в условиях неопределенности международного контекста. В центре внимания окажутся развитие конфликта между Украиной и Россией, Израиль – Палестина, Китай – Тайвань, стратегическое соперничество между США и Китаем, рост влияния так называемых негосударственных акторов, а также настоящее цунами выборов — около 80 избирательных процессов в 70 странах. На экономическом уровне прогнозы Международного валютного фонда (МВФ) на 2024 год составляют около 2,3 % ВВП. Темпы роста региона окажутся ниже среднемировых, и его ждет новое потерянное десятилетие (2014-2023 гг.), когда темпы роста будут составлять менее 1 % ВВП в год.
Этот год не станет для региона ни годом “розовых приливов”, ни годом “голубых волн”. Ожидается, что произойдет ослабление вотума недоверия чиновникам, усиление баланса между преемственностью и переменами, что породит большее идеологическое разнообразие среди лидеров. Преобладание левых или левоцентристских правительств (“розовая волна”), существовавшее в Латинской Америке в начале 2023 года, было сведено на нет победой правых или правоцентристских лидеров в Парагвае, Эквадоре и Аргентине, и нечто подобное может произойти в этом году на шести президентских выборах.
Что касается политических рисков в 2024 году, отчет вновь показывает, что основными из них являются организованная преступность, отсутствие безопасности и наркоторговля. Согласно Четвертому глобальному исследованию по убийствам Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), организованная преступность ответственна примерно за половину убийств в Латинской Америке и Карибском бассейне; кроме того, восемь из десяти стран с самым высоким уровнем убийств в мире находятся в Латинской Америке и Карибском бассейне.
Симптоматичным примером является Эквадор, некогда относительно безопасная страна, ставшая транзитным пунктом для наркотиков и благодатной почвой для преступных организаций. Цифры по этой стране ужасают: всего за пять лет уровень убийств вырос примерно на 800 % и составил 46 на 100 000 жителей. Рекордные объемы производства кокаина в Перу, Боливии и Колумбии привели к росту насилия со стороны местных и международных преступных группировок в Эквадоре.
Второй политический риск — рост коррупции и безнаказанности: в регионе наблюдается застой в этой сфере, а такие страны, как Уругвай, Чили и Коста-Рика, традиционно демонстрирующие высокие показатели, становятся жертвами этих процессов. Уязвимость в контроле территориальных границ и низкий уровень судебной координации способствуют действиям незаконных субъектов. С другой стороны, в последние годы несколько президентов были осуждены за коррупцию: Хуан Орландо Эрнандес (Гондурас), Рафаэль Корреа (Эквадор), Элиас А. Сака (Сальвадор), Кристина Киршнер (Аргентина), Отто Перес Молина (Гватемала), Орасио Картес (Парагвай) и другие. Что касается политической культуры, то необходимо пересмотреть механизмы стимулирования для изменения социального поведения, чтобы сломать взаимосвязанную динамику принятия и терпимости к коррупции.
В этом году недовольство демократией находится на третьем месте по тревожным признакам: более половины латиноамериканцев безразличны к политическому режиму до тех пор, пока правительство решает их проблемы, что дает больше возможностей для популистских и авторитарных лидеров. Согласно последнему отчету Democracy Index 2022, только Уругвай, Коста-Рика и Чили являются полными демократиями в регионе, в то время как Панама, Аргентина, Бразилия, Колумбия и Доминиканская Республика относятся к неполным демократиям. Из остальных стран восемь относятся к гибридным режимам (Перу, Парагвай, Эквадор, Мексика, Гондурас, Сальвадор, Боливия и Гватемала) и четыре — к авторитарным (Гаити, Куба, Никарагуа, Венесуэла). По сравнению с другими регионами, анализируемыми в индексе, Латинская Америка демонстрирует наибольший демократический спад за последние два десятилетия.
Список рисков продолжает управление под давлением и быстрая потеря поддержки действующими властями, после того, как остается позади так называемый медовый месяц первого года правления. Глубокий кризис представительства подрывает доверие к традиционным политическим партиям и смещает ожидания в сторону новых лидеров, не имеющих достаточной организационной структуры и опыта управления, что не позволяет им иметь прочную основу для управления, когда они придут к власти.
Увеличение миграционных потоков находится на пятом месте. В настоящее время в мире проживает 7,7 миллиона венесуэльских мигрантов, из которых 6,6 миллиона проживают в Латинской Америке, в основном в Колумбии (2,9 миллиона) и Перу (1,5 миллиона). Увеличение миграционных потоков оказывает дополнительное давление на государственные службы в Латинской Америке. Рост численности населения привел к перегруженности систем здравоохранения, образования и жилищного строительства, создав серьезные проблемы для правительств на местном и национальном уровнях. Отсутствие достаточных ресурсов для удовлетворения растущих потребностей порождает социальную напряженность и конфликты между мигрантами и принимающими сообществами, особенно в таких странах, как Колумбия, Чили, Эквадор и Перу.
Радикализация социальных протестов в условиях посредственного экономического сценария и высокого уровня недоверия к государственным институтам вновь становится политическим риском. Хотя в 2020 году протесты были “анестезированы” из-за карантинов, в 2021, 2022 и 2023 годах они вновь появились в разных странах. Бразилия, Перу и Панама стали примером того, что протесты и их радикализация по-прежнему представляют собой политический риск в регионе. В 2024 году, в условиях замедления экономики, высокого уровня общественного недоверия и трудностей с управлением, протесты и их радикализация могут возобновиться.
Международная нестабильность, характеризующаяся наличием различных очагов конфликтов, занимает седьмое место. Мир вступил в стадию ослабления способности сдерживать конфликты, а державы, похоже, менее способны управлять глобальной напряженностью. В то время как США и Китай находятся в стратегическом противостоянии, Россия становится дестабилизирующим элементом на глобальном уровне, а международная система во главе с ООН бессильна перед лицом беспрецедентного гуманитарного кризиса в Газе.
Ухудшение делового климата из-за отсутствия правовой определенности и стратегий привлечения иностранных инвестиций находится на восьмом месте. Несмотря на благоприятные условия в регионе, обусловленные наличием критически важных полезных ископаемых и высоким потенциалом развития возобновляемой энергетики, по-прежнему сохраняются меры, препятствующие свободе ведения бизнеса, отсутствие более жесткого дискурса для привлечения иностранных инвестиций и чрезмерная волокита при разработке проектов.
Влияние технологий в политике как форма манипуляции общественным мнением находится на девятом месте. Последние выборы в Латинской Америке отражают общество, которое требует изменений так же быстро, как и получает информацию. Эти новые, перегруженные информацией граждане мобилизуют свою поддержку лидерам, которые могут выстроить нарратив, легко усваиваемый и вирусно распространяемый.
И наконец, уязвимость к изменению климата. Эта уязвимость ставит под угрозу такие актуальные вопросы, как продовольственная безопасность, нехватка водных ресурсов, трудности в преодолении экстремальных погодных явлений и все более сложные адаптационные возможности наиболее обездоленных сообществ. Кроме того, необходимо внимательно следить за явлением Эль-Ниньо, которое несет с собой экстремальные природные явления.
Но это не все плохие новости. У Латинской Америки есть уникальная возможность совершить рывок: в регионе находятся важнейшие для экономики будущего минералы, такие как медь, кобальт, никель и литий, на долю Боливии, Аргентины и Чили приходится почти 60 % мировых запасов. Это понимают великие державы, которые продолжают уделять региону пристальное внимание в рамках таких глобальных инициатив, как Альянс за экономическое процветание в Северной и Южной Америке (APEP), китайский “Пояс и путь”, а также инициатива Европейского союза ” Global Gateway”. Политическое руководство имеет право голоса.
Авторы: Даниэль Зоватто, Хорхе Сахд К.
Еще больше новостей — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!