Гусман Мирабаль упоминает, что 23 сентября 1968 года руководители Ассоциации производителей Рупунуни направили правительству Венесуэлы сообщение, в котором заявили: “Мы, жители района Рупунуни в Гайане […] желаем, чтобы нас включили в эту группу». структуры правительства Венесуэлы. Вышеупомянутое письмо было подписано Ричардом Триттартом, председателем Подкомитета по делам владельцев ранчо, Р.В. Митчеллом, казначеем, и Эдвардом Э. Мелвиллом, в котором говорилось, что:
“Мы обусловливаем это включение […] удовлетворением следующих требований:
- Включение в венесуэльское государство на правах автономии .
- Билль о правах, аналогичный Федеральному биллю о правах Соединенных Штатов Америки […]
- Представительство во всех вопросах, касающихся налогообложения граждан”.
По этой просьбе 31 октября и 1 ноября 1968 года официальные лица министерства иностранных дел Венесуэлы провели две встречи с руководителями вышеупомянутой ассоциации.
На первой встрече члены Ассоциации владельцев ранчо подняли драматическую ситуацию с владельцами ранчо и фермерами-метисами в регионе, с одной стороны, и с индейцами, с другой., особенно на тему землевладения и экономических выгод. Во-первых, они сообщили, что использование земли было обусловлено ненадежной документацией, поскольку тогдашнее правительство Гайаны разрешало не приобретать право собственности на землю, а только право пользования на переменный срок, которое может быть отменено по желанию администрации при условии уплаты арендной платы. Кроме того, землепользование постепенно ограничивалось, что затрудняло получение экономических выгод. Они утверждали, что неофициально правительство Гайаны проинформировало их о том, что никакие гайанские власти не собираются передавать им землю в собственность. Наконец, что касается индейского сектора, они сообщили, что правительство Берхэма систематически отказывало в праве собственности на территориальные резервации, разрешенные Великобританией. Этими утверждениями они утверждали, что Венесуэла, которая “[…”. ] Ассоциация производителей и индейцы решили осуществить отделение региона (дель Рупунуни) от территории Гайаны и создать временное независимое государство до присоединения к Венесуэле.
“(Наше) желание состоит в том, чтобы осуществить это отделение и сразу же после его осуществления попросить защиты Венесуэлы, чтобы им помогли гарантировать их независимость.
Таким образом, они считали поддержку Венесуэлы фундаментальной, хотя “они убеждены, что […] возможно добиться эффективного отделения, они не смогут долго оставаться независимыми перед лицом вторжения вооруженных сил Гайаны”.
На упомянутой встрече обсуждались аспекты, связанные с ситуацией в регионе после присоединения к Венесуэле:
“Помощь, которую они требуют от Венесуэлы, обусловлена тем, что им будет предоставлена, по крайней мере на время, определенная административная автономия над этим районом в отношении того, что может быть эквивалентно в венесуэльских терминах «муниципальная администрация»
[…] они согласились признать Конституцию Венесуэлы достаточно удовлетворительной в качестве правового инструмента, в рамках которого они в конечном итоге предоставят округу Рупунуни статус штата или федеральной территории.
В качестве резюме двух встреч был подготовлен итоговый документ, в котором было указано, что члены группировки предлагают:
“1.- Поднять весь южный регион Гвианы Эссекиба до параллели 4 ° 40’ северной широты.
2.- Объявить о движении за независимость и заручиться поддержкой Венесуэлы.
3.- Сами возглавьте все движение […]”
С другой стороны, они заявили, что “[…] они собираются добиться своей собственной независимости и что то, что они требуют от Венесуэлы, — это ее оборона и безопасность в обмен на интеграцию в государство”.
Два восстания, одно Эсекибо.
19 ноября министр иностранных дел направляет сообщение под грифом “СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО” Мануэлю Мантилье, тогдашнему секретарю Администрации президента Республики, вместе с которым он направляет два меморандума с просьбой “[…] довести их до сведения господина президента Республики, поскольку срочно требуется срочная встреча».
В первом меморандуме президенту Леони сообщалось о двух готовящихся акциях в Гвиане Эсекиба. С одной стороны
“Коренное население района Куюни и Мазаруни, находящееся в тесном контакте с Венесуэлой через Партию индейцев, преследуемое правительством Джорджтауна, в течение некоторого времени выражает свое желание и готовность поднять восстание в пользу Венесуэлы. Если бы ему предоставили оружие, оборудование и минимальную подготовку, он мог бы контролировать практически всю центральную часть территории и полностью изолировать гайанские силы в этом районе, в том числе те, что расположены напротив Анакоко.”
Со своей стороны, регион Рупунуни также просил помощи у Венесуэлы,
“Теперь владельцы ранчо в районе южных саванн, или Рупунуни, организованные без вмешательства Венесуэлы в ассоциацию (около тысячи человек) и в полном согласии с местными коренными народами (около 15 000 человек). спонтанно связались с Венесуэлой, чтобы сообщить, что они полны решимости отделиться от Гайаны и подать прошение об освобождении. помогите Венесуэле”.
Президент проинформирован о встречах, проведенных Министерством иностранных дел Венесуэлы с Ассоциацией производителей Рупунуни в последние недели в Каракасе. Точно так же тогдашнему президенту сообщают, что “[…] владельцы ранчо […] подготовили и одобрили подробный план захвата этого района и полны решимости сделать это., как отчаянная мера […]”.
Указывается, что владельцы ранчо готовы предпринять эти действия “[…] даже если Венесуэла не поможет им […]
Они подчеркивают срочность и их отчаяние. Они говорят, что до сих пор им приходилось сдерживать коренных жителей, что они находятся на грани восстания против правительства и что последнее в любой момент может раскрыть их планы и приступить к отправке вооруженных сил на территорию и массовым арестам”.
План предусматривает, что к тому времени, когда операция будет окончательно согласована и будет принято решение о ее выполнении, на ее завершение потребуется около трех недель. Владельцы ранчо считают возможным “[…] контролировать территорию в течение нескольких часов и удерживать ее в течение нескольких дней, прежде чем Джорджтаун сможет занять основные населенные пункты”. Они решительно заявляют о своем желании присоединиться к Венесуэле при условии, что им будут гарантированы их права человека, право собственности на их землю и “более или менее длительный переходный период”. адаптировать правовую систему региона к венесуэльскому языку и “автономии в определенных местных вопросах”. Наконец, они считают, что “[…] время, когда можно было бы объявить об этом, было бы в декабре или начале января, поскольку в это время дети, обучающиеся в Джорджтауне, возвращаются с каникул., которые в противном случае могли бы быть использованы в качестве заложников”.
Министерство иностранных дел заверило их, что “[…] они с интересом и безотлагательно изучат их дело, [и] что я буду поддерживать с ними контакт”. И их предупредили, что “[…] ни в коем случае нельзя предпринимать никаких действий до завершения избирательного процесса в Венесуэле”.
Меморандум с комментариями представляет на рассмотрение президента Леони шесть сценариев, которые тогдашнее министерство иностранных дел использовало на тот момент в отношении восстановления Гвианы Эссекиба. Первым был дипломатический путь в свете Женевского соглашения, предполагающий тупик на переговорах и провал Смешанной комиссии как средство достижения территориальной компенсации. Второй и третий сценарии были связаны с военным вторжением в Гвиану Эссекиба и интервенцией в Кооперативную Республику Гайана. И то, и другое отвергается из-за огромных экономических и политических издержек. Четвертый сценарий заключался в том, чтобы оставить все как есть, то есть заморозить переговоры на определенный период времени (что и произошло с подписанием протокола в Порт-оф-Спейн во время первого правления Рафаэля Кальдеры). Пятый сценарий заключался в том, чтобы предложить аннексию Кооперативной Республики Гайана Венесуэле, что также было исключено из-за огромных политических и экономических затрат, а шестой и последний сценарий, по-видимому, наиболее осуществимый и тот, который устраивал Венесуэлу, отделение Эсекибо от Гайаны и его присоединение к Венесуэле “[…”] как единственный практический и наименее неудобный путь — аннексия территории по воле ее жителей.
Тем не менее, реализация последнего сценария имела недостатки, которые необходимо было устранить:
“Простого мирного выражения их воли было бы недостаточно для международного оправдания оккупации. Было бы необходимо, чтобы они провозгласили и обеспечили свою независимость без видимого и прямого участия венесуэльских вооруженных сил и сохранялись в течение некоторого времени, одной или двух недель, с необходимой международной оглаской, чтобы затем Венесуэла открыто признала их и оказала им помощь по их просьбе..”
Согласно анализу министерства иностранных дел Венесуэлы в то время, условия были созданы для действий такого рода. В нынешних внутренних условиях “это решение выполнимо”. Добавляется, что “нынешние условия в Гайане во время и сразу после нечестного избирательного процесса являются наиболее благоприятными, на которые можно надеяться, поскольку правительственные силы потребуются за пределами Эссекибо для обеспечения порядка”.
Предлагаемое отделение может не вызывать симпатий на международном уровне, но у него есть аспекты, с которыми можно справиться гораздо лучше, чем с военным вторжением или интервенцией, поскольку последнее рассматривается как вмешательство одного государства в дела другого, что противоречит положениям Устава Организации Объединенных Наций. В случае отделения прямой конфронтации между спорными государствами нет.
Что касается возможности отделения Эсекибо для его последующей аннексии Венесуэлой, Министерство иностранных дел делает вывод: “[Оно] считает, что наиболее подходящая, если не единственная, возможность для проведения акции — это период с 16 декабря 1968 г. по первые дни января 1969 г.”.
Было заявлено несколько причин для проведения такой акции в такое неотложное время. Во-первых, страх, с которым столкнулись владельцы ранчо при мысли о том, что их дети, находясь в Джорджтауне, могли быть использованы тогдашним правительством Берхэма в качестве заложников и использовать их как механизм шантажа и давления на повстанцев. Во-вторых, одновременность выборов, важный элемент, который повлияет на решение и выполнение этой операции. Поскольку в 1968 году в Соединенных Штатах, Венесуэле и Гайане были выборы (5 ноября того же года в Соединенных Штатах с победой Ричарда Никсона над Линдоном Джонсоном, Венесуэла 1 декабря с избранием Рафаэля Кальдеры от партии COPEI, а в Гайане 16 декабря с переизбранием Ричарда Никсона против Линдона Джонсона). В этих обстоятельствах правоохранительные органы Гайаны потребуются для предотвращения или подавления возможных беспорядков в столице и на восточном побережье Гайаны. таким образом, Гвиана Эссекиба будет более незащищенной и уязвимой, и правительству Гайаны будет труднее подавить любое восстание. Кроме того, что триумф Берхэма приведет к тому, что “[…] уныние и чувство восстания […] со стороны неафриканского населения достигнет своего пика перед лицом перспективы еще пяти лет политического и расового давления”. Точно так же у Соединенных Штатов не было бы аргумента, что перед лицом возможного триумфа левого лидера Чедди Джагана и опасности установления коммунистического режима, соответствующего интересам Советского Союза, поскольку действия должны быть предприняты после переизбрания Берхэма, как это действительно произошло.
В случае Венесуэлы избирательный процесс уже завершился, и президент, который должен был завершить свой срок правления, в этом случае Рауль Леони был бы ответственен за принятие решения поддержать план; и новый президент станет наследником ситуации, возникшей в результате вышеупомянутого отделения, а не как ее организатор. И это дало бы тогдашнему правительству Рафаэля Кальдеры лучшую позицию перед лицом этого факта и его последствий. Уходящий президент должен был проинформировать избранного тогда президента об особой ситуации в Гвиане Эссекиба и о действиях, которые необходимо предпринять, давая ему представление о масштабах действий, которые необходимо предпринять, их возможных последствиях, которые он должен был принять. Точно так же, с точки зрения международного общественного мнения, чистота избирательного процесса в Венесуэле будет контрастировать с сфабрикованным процессом в Гайане.
Столкнувшись с процессом смены правительства в Соединенных Штатах, к моменту начала акции избранный на тот момент президент Ричард Никсон еще не вступил бы в должность, от которого можно было бы ожидать более твердой позиции. по гайанскому вопросу, чем от тогдашнего президента Линдона Б. Джонсона.
Наконец, на международном уровне Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций либо закончилась, либо будет на перерыве, где вес афро-азиатской группы, которая наверняка поддержит Гайану, больше, чем в Совете Безопасности. Они также должны сказать, что отношения Венесуэлы в то время с остальными странами Организации Объединенных Наций были на пике и что можно рассчитывать на сочувствие большинства латиноамериканских стран, особенно тех, у которых были нерешенные территориальные претензии к Великобритании.
Следующая часть будет последней, и там мы причины, по которым Восстание Рупунуни провалилось.
Хуан Марторано